GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: На очереди Иран?
Автор: Александр Храмчихин
Дата: 16.04.2003
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/132920/
На очереди Иран?

Возможные контуры вероятной войны

Нынешняя политическая система Ирана — сосуществование крайне консервативного шиитского “Политбюро” с институтами президентской республики, построенной по канонам классической демократии — не имеет аналогов в мире. Это все равно как если бы в России одновременно действовали ЦК КПСС и президент Ельцин с Госдумой, в которой доминирует “Выбор России”. Тем не менее, Иран, с одной стороны, остается “экспортером исламской революции”, поддерживающим ряд террористических исламских группировок, в первую очередь палестинских, с другой — самой демократической страной исламского мира, за исключением разве что подчеркнуто светской Турции.

Военная система Ирана также уникальна, в ней сосуществуют Армия, сохранившаяся с шахских времен, и Корпус стражей исламской революции (КСИР), созданный после революции 1979 г., причем, и Армия, и КСИР имеют свои СВ, ВВС и ВМС. КСИР выполняет роль “второй армии” (очевидно, планировалось заменить им первую, но это не позволила сделать война с Ираком) и одновременно - внутренних войск исламского режима. Фактически частью КСИР является народное ополчение “Басидж”, численностью несколько миллионов человек. Как Армия, так и КСИР подчиняются духовному лидеру Ирана (сейчас это аятолла Хаменеи), а избранный президент (либерал Хатами) — лишь один из 11 членов Высшего совета национальной безопасности. Центральным органом управления ВС является Генштаб. Существует Главное политико-идеологическое управление и такие же управления видов ВС. Действует аппарат исламских наблюдателей, без санкции которых никакие решения командиров не действительны (то есть это полный аналог большевистских комиссаров времен Гражданской войны). До последнего времени военнослужащие КСИР имели существенные материальные и правовые привилегии по сравнению с армейцами, сейчас происходит постепенное выравнивание прав.

Во время войны с Ираком ВС Ирана продемонстрировали крайне низкий уровень боевой подготовки. Иран пытался реализовать свое трехкратное превосходство в живой силе, поэтому регулярно применял метод “людских волн”, для чего использовались ополченцы из “Басиджа”. В частности, таким способом проводилось разминирование (по иракским минным полям пускали толпы подростков с пластмассовыми ключами от рая на шее). Такому ведению войны способствовали географические условия ТВД (в заболоченной дельте реки Шатт-эль-Араб использование техники, преимущество в которой имел Ирак, было крайне затруднительно), а также тем, что иракская армия была подготовлена не намного лучше. В итоге 8-летняя бойня закончилась вничью (если, конечно, не принимать во внимание миллиона убитых).

В настоящее время ВС Ирана оснащены оружием американским и английским, уцелевшим с шахских времен, китайским и северокорейским, поставлявшимся во время войны и после, советским и российским, реэкспортированным из Сирии, Ливии и КНДР во время войны или купленным официально после ее окончания. Большая часть вооружения и техники устарела, причем в отношении западных образцов существует еще и проблема отсутствия запчастей. Сухопутные войска насчитывают около 700 тыс. чел. (примерно поровну Армии и КСИР) и включают 12 дивизий и 6 бригад Армии, около 20 дивизий и более 20 бригад КСИР. Большая часть армейских соединений сосредоточена на западной границе страны, соединения КСИР распределены по территории равномерно. Из 1,5 тысяч танков наиболее боеспособны 480 Т-72, поставленные в 90-е годы из России, а также около 200 английских “Чифтенов”, переживших войну. Имеется до 900 РСЗО, из них до 100 БМ-21 “Град” и не менее 500 китайских Туре 63. Основным ударным вертолетом остается американская АН-1 “Кобра” (от 50 до 100, по различным данным).

В ВВС Армии наиболее серьезной силой являются 25-30 фронтовых бомбардировщиков Су-24 и 30-35 истребителей МиГ-29 (часть из них перелетела из Ирака после начала “Бури в пустыне”, а затем была реквизирована Тегераном, часть закуплена в России), а также до 65 американских истребителей F-14 (шахский Иран оказался единственной страной мира, куда США экспортировали “Томкэты” в количестве 99 штук, не менее трети было потеряно на войне и в катастрофах, техническое состояние оставшихся вряд ли является замечательным). Кроме того, имеются от 120 до 200 старых американских F-4 и F-5, а также китайских J-7 (ухудшенный вариант МиГ-21). ПВО включает несколько сот ЗРК американского, английского, советского и китайского производства, при этом угрозу американцам могут создать их родной “Усовершенствованный Хок”, а также наша С-200. В ВВС КСИР имеются только учебные и вспомогательные самолеты, зато в них входят все баллистические ракеты советского, корейского, китайского и местного производства, точное количество которых неизвестно.

Иран является одной из очень немногих стран мира, которые могут создать американцам проблемы на море. Разумеется, 3 фрегата и 25 ракетных катеров угрозы для ВМС США не представляют, а вот 3 подлодки пр. 877 “Варшавянка” — это серьезная вещь (одна из наиболее современных и малошумных дизельных ПЛ), особенно, в условиях тесного, мелководного Персидского залива. Вопрос только в том, насколько персы освоили эту весьма сложную технику.

Имеются сведения о том, что в начале 90-х Иран купил у Украины 8 ПКР “Москит”, которые использует в качестве береговых. Если это действительно так и если ракеты до сих пор боеспособны, то они станут большей проблемой для США, чем все остальные ВС Ирана, вместе взятые. Высочайшая скорость “Москита” (около 3000 км/ч), во-первых, делает его практически несбиваемым, во-вторых, в совокупности с большой массой ракеты (около 4 т), создает дополнительный поражающий фактор — огромную кинетическую энергию (корабль среднего водоизмещения “Москит” разрубит пополам, даже не имея боевой части). 3-4 таких ПКР могут потопить американский эсминец или крейсер (если удачно попасть в район УВП Мк41, то и одной может быть достаточно), 5-6 хватит на УДК, а все 8 могут убить даже Его Величество Авианосец. Гибель крупного боевого корабля станет для США национальной катастрофой, после которой никакая победа удовлетворения не принесет.

Если сравнивать с Сирией, то по уровню технической оснащенности (за исключением флота) и боевой подготовки ВС Иран уступает ей весьма существенно. При этом население Ирана в 4 раза больше, чем в Сирии, а мобилизационные резервы в 5 раз выше, однако толпы крайне слабо подготовленных ополченцев для американцев угрозой не станут. Но не только население, но и территория Ирана куда больше, чем у Сирии (в 8 раз), занять и контролировать ее весьма сложно, даже если действовать не только из Ирака, но и из Афганистана. Как и в случае с Сирией, очень многое будет зависеть от позиции Турции, ее участие в войне существенно облегчило бы задачу для США.

Разумеется, есть шанс решить проблему политическим путем, если аятоллы будут отстранены от власти и останутся только президент и парламент. Однако если Штаты начнут слишком активно демонстрировать свое расположение к Хатами и его европеизированным сторонникам, тем более, если станут подталкивать его к каким-либо силовым действиям, это даст лишь обратный эффект, США получат очень опасного и непримиримого врага.

14.04.2003 Комментарии: Александр Храмчихин. На очереди Сирия? 

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.