GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Национальная идея России - белая зарплата
Автор: Никита Коренцвит
Дата: 16.04.2003
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/132917/
Национальная идея России - белая зарплата

В реформаторском порыве Минфин отбрасывает Россию на четыре года назад

На днях вице-премьер А. Кудрин заявил, что одним из прорабатываемых Министерством финансов вариантов реформирования Единого социального налога является введение плоской шкалы на уровне 28 процентов от фонда оплаты труда.

Не устаю удивляться логичности и выверенности решений нашего правительства. Действительно, чего можно было ожидать от многомесячных дискуссий, которые велись внутри Министерства финансов, между Минэкономразвития и тем же Минфином, от заседаний правительственных комиссий, посвященных любимой «фишке» последних лет - налоговой реформе? «Реформаторских решений», - ответит не задумываясь, неподготовленный гражданин. «Дети, не спешите с выводками», как любит говаривать классик. Слишком простой ответ для нашей местности.

Премьер уже несколько месяцев жестко критикует министерства, отвечающие за экономику и финансы, за затягивание налого-реформаторского процесса. Греф на критику гордо отвечает, что за ним не заржавело, он-де уже давно готов почти на все, что требуют предприниматели, уставшие от налогового идиотизма. А. Кудрин, несущий тяжкое бремя исполнения бюджета, до последнего времени проявлял чудеса стойкости. Сначала он соглашался снизить налоги, но с 2005 или, еще лучше, 2006 г. Потом зазвучал 2004 г., «но только если будут симметрично уменьшены федеральные обязательства и будет доказано, что планы урезать расходные статьи бюджета реальны в год выборов». Свет в конце тоннеля забрезжил, когда С. Шаталов, идеолог Минфина по части налогов, не был допущен премьер-министром на правительственную трибуну. «С материалами знаком, но не считаю это налоговой реформой», – сказал Касьянов. И тут все ожили, решив, что теперь уж А. Кудрин забоится играть в «а ну-ка, отними» со сторонниками налоговых свобод. Ведь в следующий раз и его самого могут не пустить к микрофону.

Через пару дней Касьянов заявил, что очень скоро Минфин и МЭРТ представят согласованную программу снижения налогового бремени, а до тех пор запретил вышеозначенным ведомствам знакомить кого-либо, кроме его самого, с ходом обсуждений. Проблема взята под максимально жесткий контроль. И тут невозмутимый министр финансов между делом замечает в разговоре с прессой, что хотя еще ничего не решено, но по поручению главы кабинета, Минфин детально просчитывает вариант введения плоского ЕСН на уровне 28%. Аплодисменты. Лучшие правительственные силы с упорством, достойным лучшего применения, бьются о старые дубовые ворота. Как Славнефть продать на несколько сотен миллионов дешевле, так это, пожалуйста, а как снизить поборы, которые ничего не дают, кроме стимуляции схемного мышления в народе, так это ну никак.

Такой шанс войти в историю, если не мировую, так уж точно российскую. Ну что, наши ребята глупее чикагских мальчиков? Тысячи предпринимателей, туча финансовых консультантов и аудиторов, средь ночи их разбуди, скажут, что именно надо срочно менять в нашем налоговом законодательстве. И уже 15 лет как. Решения уже только что на заборе не написаны. Есть, конечно, вещи нетривиальные, требующие больших интеллектуальных затрат, ну так оставим их пока.

Огромные налоги на ФОТ – одна из самых старых и очевидных болезней отечественной налоговой системы. Во время первой волны реформ были введены: плоская 13-процентная шкала подоходного налога и ЕСН, с регрессивной шкалой. Плати и радуйся, сказало правительство. Но буквально со второй секунды стало понятно, что эти два решения очень слабо смогут заинтересовать работодателей платить сотрудникам в белую и перестать покупать конверты в промышленных масштабах. 13% порадовали, но только частных лиц, регрессивная же шкала оказалась настолько убогой, что лишь 2% компаний, по оценкам самого Минфина, смогли получить реальную выгоду от ее введения. Все остальные организации платят по полной, т. е. 35.6% от зарплаты, или не платят почти совсем.

Как ни старался С. Шаталов закрыть схемные возможности, они остаются до сих пор. И, конечно, заместитель А. Кудрина, как умный и высокопрофессиональный человек, прекрасно понимал, что закрыть все дыры невозможно. Итак, схемы действуют и сегодня и стоят они компаниям гораздо меньше пресловутых 35.6%. Цена колеблется от 15 до 20 процентов, редко больше. Поэтому экономических стимулов обелять зарплатный фонд нет почти ни у кого, если же кто-то и сделал  это, то лишь из политических соображений. Такое решение приняли очень немногие. По разным оценкам, от 25 до 40 средств остается в тени. Единственное, что может их заставить перелететь из тени в свет – снижение ЕСН до стоимости схем. 20-22-процентный плоский ЕСН или гораздо более либеральная регрессивная шкала с тем же экономическим смыслом – это действительно реформа, которая может радикально изменить ситуацию. И страхи Минфина о том, что бюджет лишится десятков миллиардов, безусловно, окажутся беспочвенными. Реформа подоходного налога это блистательно доказала. Регрессивная шкала ЕСН до сих пор не дала того же эффекта только потому, что регрессия с ее пороговыми значениями оказалась смехотворной.      

Белая зарплата не только способна пополнить бюджет налоговыми поступлениями, но, что, наверное, еще более важно, она способна стать одним из серьезных локомотивов экономики. Без реальных, фактически подтвержденных доходов невозможно развивать ни ипотеку, ни обычное потребительское кредитование, ни даже открыть депозит в первоклассном российском банке, чья «мама» – иностранка. От гражданина еще рекомендательные письма потребуют. Хочу отметить, что ипотека и кредитование населения в промышленных масштабах – два паровоза, тянущие за собой всю экономику США и Европы последние десятилетия. Особенно это заметно сегодня, когда все эксперты свидетельствуют, что без них и Европа, и Штаты уже давно бы оказались в рецессии.

И самое главное. Приличная белая зарплата – необходимое условие нормальной самооценки человека. Человек, постоянно вынужденный оправдываться, что он не верблюд и не жулик, чувствуя на себе пристальный взгляд налогового инспектора и кредитного офицера, не способен отстаивать гражданское общество и требовать максимальной прозрачности от властей, в том числе и финансовых. Давно уже пора перестать играть в прятки, но для этого нужно обрести здоровый радикализм настоящих реформаторов.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.