GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: На очереди Сирия?
Автор: Александр Храмчихин
Дата: 14.04.2003
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/132902/
На очереди Сирия?

Возможные контуры возможной войны

В последние дни напряженность в отношениях США и Сирии нарастает так стремительно, что многие заговорили о возможности плавного перехода иракской войны в войну сирийскую. Естественно, для Америки новая война чревата самыми серьезными международными проблемами, но если бы подобные резоны были определяющими, то не было бы и войны в Ираке. То есть нельзя недооценивать степень решимости США действовать в регионе самым жестким образом.

Сирия является своеобразным alter ego хусейновского Ирака. Обе страны (Ирак – уже в прошлом) жесткие светские диктатуры, ислам умеренного ханафитского толка особой роли не играет. Впрочем, в Сирии в 1982 г. имело место восстание радикальных исламистов, которое было жестоко подавлено с применением танков и авиации. В обеих странах у власти находилась партия Баас, она же – Партия арабского социалистического возрождения (ПАСВ).

Вот этот Баас и стал причиной сперва теснейшего союза, вплоть до объединения, а затем – лютой ненависти, вплоть до войны. В Ираке у власти находилось крайне правое, по сути, нацистское крыло партии, в Сирии – левое, почти коммунистическое. В Ираке коммунисты были физически уничтожены, что не мешало дружбе этой страны с СССР. В Сирии коммунисты были младшим партнером Бааса. Советский агитпроп выходил из положения в характерном для него стиле: правящей партией Ирака считалась Баас, а Сирии – ПАСВ. Очень немногие советские люди знали, что это одно и тоже.

Если Ирак в 70-е – 80-е годы дружил со всем миром, то вечно воюющая с Израилем Сирия была исключительным клиентом СССР, причем после «предательства» Египта стала главным партнером Советского Союза на Ближнем Востоке. Поэтому, если иракскую армию вооружали почти два десятка стран, то сирийская на 95% оснащена советским оружием. Соответственно, США числили Сирию среди главных врагов, тем более, что она чрезвычайно активно поддерживала наиболее радикальные палестинские группировки.

Межпартийные разногласия привели к тому, что во время ирано-иракской войны, когда все арабы поддерживали братский Ирак (особенно активно это делал Кувейт), Сирия вместе с Ливией были единственными в арабском мире союзниками Ирана. После иракской агрессии против Кувейта Сирия оказалась перед сложным выбором: кого из врагов выбрать в союзники? Она выбрала США, за что ей было позволено оккупировать Ливан и прекратить там 15-летнюю гражданскую войну. Во время «Бури в пустыне» Сирия вошла в число 6 стран, которые воевали реально, а не на бумаге (бумажных воинов было около 30). При этом американцы были вынуждены отметить, что по боевым качествам сирийская армия уступает только им самим, превосходя французов и даже англичан.

Сирийская армия действительно является наиболее подготовленной из всех арабских армий. Подготовил её Израиль, которому Сирия проиграла 4 войны. При этом сами израильтяне признавали, что побеждать сирийцев с каждым разом было всё тяжелее. Если в воздухе преимущество всегда оставалось на стороне Израиля, то на суше уже в 1973 г. евреям пришлось нелегко, а в 1982 г. бои шли почти на равных. Таким образом, сирийская армия могла бы вполне реально стать одной из сильнейших в мире, если бы у страны было больше нефти. Недостаток этого продукта сделал крайне затруднительным замену и модернизацию вооружения и техники после того, как СССР перестал поставлять их бесплатно. В 90-е годы кое-какие закупки оружия в России производились; в частности, Сирия приобрела ПТРК «Хризантема», которых нет больше ни у кого, включая саму Россию, тем не менее, в целом этого было совершенно недостаточно.

Сухопутные войска Сириии включают 8 бронетанковых (в т.ч. 1 Республиканской гвардии) и 3 механизированные дивизии, 1 дивизия специальных войск, 13 бригад, в т.ч. 3 ракетные, имеющие на вооружении более 60 ПУ ракет Р-17 (“Скад”), “Луна” и “Точка” (последняя является весьма эффективым и относительно современным оружием). По количеству танков страна занимает одно из первых мест в мире. Их почти 5 тыс., в т.ч. 1700 Т-72 (у Ирака перед началом войны 2003 г. оставалось примерно 2,5 тыс. танков, в т.ч. около 800 Т-72). В целом почти все вооружение и техника являются устаревшими, за исключением ПТРК “Конкурс” и вышеупомянутой “Хризантемы”.

Авиация и ПВО Сирии формально достаточно сильны, однако вооружение и техника также сильно устарели. Реальную угрозу американцам могут представлять 20 (по другим данным – 40) истребителей МиГ-29 и столько же фронтовых бомбардировщиков Су-24. Остальные 550 боевых самолетов (МиГ-21/23/25 и Су-22) являются устаревшими, но при массированном применении проблемы создать могут, особенно, учитывая тот факт, что с июня 1945 г. (битва за Окинаву) вражеская авиация не наносила ударов по американским войскам, и янки отвыкли отражать воздушные налёты. Тем более, что самолетам могут помочь полсотни ударных вертолетов Ми-25, о которых до сих пор не любят вспоминать израильтяне, встретившиеся с ними в июне 82-го.

Особо следует отметить зенитно-ракетную систему С-200 (Сирия имеет 4 полка в Думейре, Шинтаре, Эс-Сувейде и Мескене). Созданная в конце 60-х, она остается рекордсменом мира по дальности стрельбы – 300 км (при этом ракета может улететь и на 400). Дальность действия РЛС составляет 700 км, что значительно превышает дальность стрельбы любой противорадиолокационной ракеты или действия средств РЭБ. Недостатком ЗРС является громоздкость, полное отсутствие мобильности и ограниченные возможности борьбы с высокоманевренными целями, особенно, на малых высотах. Тем не менее, без полного вывода из строя «двухсотки» невозможно применение не только стратегической авиации, но и самолетов ДРЛО, без чего не может быть проведена воздушная операция в американском стиле. Для подавления ЗРС американцы могут использовать либо крылатые ракеты, либо спецназ, либо самолеты тактической или палубной авиации, действующие на предельно малых высотах. Остальные ЗРК являются устаревшими, это те же С-75, С-125, “Квадрат”, “Оса” и т.д., которые имел и Ирак.

Флотом Сирии можно пренебречь, по крайней мере, американцам он не сможет помешать никаким образом.

Формальной причиной войны для американцев может стать поддержка Сирией террористических группировок и режима Хусейна. Первое действительно имеет место, второе не совсем точно: любить друг друга Сирия и Ирак не стали, но в последние годы, особенно после смерти Асада-старшего, произошло заметное сближение на почве общей нелюбви к Америке. Москва, конечно, сильно расстроится, поскольку Дамаск нам всегда был ближе Багдада, но слишком уж сокрушительное поражение наша дипломатия потерпела  в Ираке, чтобы повторить то же самое в ситуации с Сирией.

Если по Сирии одновременно ударят США из Ирака и со Средиземного моря (с высадкой десанта), Турция и Израиль со своих территорий, война закончится за 2-3 дня, даже если сирийцы будут стоять насмерть. Однако Турция может и в этот раз отказаться от участия в войне, а привлекать Израиль рискованно с точки зрения реакции исламского мира. Поэтому не исключено, что Штатам придется воевать в одиночку. Для этого придется сперва навести порядок в Ираке, а затем сосредоточить там наземную и авиационную группировку, как минимум, втрое более сильную, чем была задействована в войне с Хусейном (предположительно, 2 бронетанковые, 3 механизированные, легкая пехотная, воздушно-десантная, воздушно-штурмовая дивизии СВ и дивизия морской пехоты). Кроме того, надо будет обязательно высадить крупный десант на средиземноморском побережье (еще одна дивизия морской пехоты). Существенным преимуществом американцев будет то, что они смогут наносить удары вдоль всей длинной сирийско-иракской границы, а не из «одного угла», как против Ирака. При этом главным участком фронта будет южный, где проходит кратчайший путь к Дамаску.

Учитывая, что сирийская армия и по количеству (отчасти, и по качеству) вооружения и техники, и по уровню боевой подготовки существенно сильнее иракской, американцы могут ожидать очень жесткого сопротивления и потерь в несколько раз больших, чем в Ираке. При этом, однако, вполне вероятно повторение иракского сценария, то есть психологического слома армии и предательства части генералитета после первых боев. Нельзя полностью исключать политических уступок со стороны Сирии, чтобы избежать войны. Младший Асад по всем параметрам далеко не Хусейн, он достаточно европеизированный человек, не имеющий в своей биографии особых злодейств. Хотя выполнить основные американские требования – полный отказ от поддержки палестинцев, недопущение перехода через Сирию в Ирак сторонников Хусейна и исламских террористов, признание нового режима в Багдаде, а к этому еще и демократизацию внутренней жизни в собственной стране – ему будет крайне сложно. Однако своя жизнь дороже судьбы Арафата и, тем более, исламских радикалов и любителей Саддама, давних врагов семьи Асадов. Кроме того, отступление может оказаться временным, неизвестно, какая судьба ждет Штаты на Ближнем Востоке.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.