GlobalRus.ru
Раздел: Война в Ираке и Россия
Имя документа: Ваше слово, товарищ Баррель
Автор: Тихон Борисов
Дата: 05.03.2003
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/polemica/war/132517/
Ваше слово, товарищ Баррель

Цены на нефть и война в Ираке

Американские и английские эксперты, основываясь на расчётах Лондонского института энергетики, опубликовали прогноз развития ситуации на нефтяном рынке в случае начала войны с Ираком. По их мнению, возможны 4 сценария развития ситуации на международном рынке нефти в случае войны.

В случае короткой войны, в ходе которой американским войскам удастся захватить нефтяные месторождения, стоит ожидать кратковременного всплеска  мировых цен на нефть и их быстрого снижения. При таком сценарии стоимость одного барреля возрастет до $40, а затем начнет постепенно снижаться, с учетом темпов восстановления добычи нефти в Ираке. Если США не нападут на Ирак, и ООН установит, что Багдад не имеет оружия массового уничтожения, цены, скорее всего, установятся на уровне $22 за баррель. Третий сценарий: боевые действия приобретают затяжной характер, багдадское руководство уходит в подполье, иракская армия продолжает оказывать спорадическое сопротивление и переходит к партизанско-диверсионной тактике, в том числе и на месторождениях нефти. В этой ситуации нефтяники прекращают работу, добыча останавливается. При таком варианте цены возрастут до $45 за баррель и на этом уровне установятся. Если же сопротивление иракцев будет упорным и повсеместным и им удастся уничтожить нефтяные месторождения, то, по прогнозам Лондонского института энергетики, цены могут подскочить до $100 за баррель, с учетом того, что у Ирака - вторые по размерам запасы нефти в мире.

Рассмотрим каждый прогноз по порядку и попытаемся понять, насколько правильным является подсчет и чем каждый из сценариев грозит России.

Сразу напрашивается вопрос о правомерности использования самой методики подсчета. Во-первых, прогноз почему-то учитывает только военный фактор и его влияние на предложение нефти. Цены же определяются не только предложением (то есть количеством нефти на рынке, которое, безусловно, может сократиться в случае начала войны с Ираком), но и спросом. Однако именно возможную динамику спроса на нефть в случае начала иракской компании западные аналитики оставляют в стороне. Сложность ситуации в том, что в отношении нефтяных цен существует так называемый эффект бумеранга. Высокие цены на нефть способствуют замедлению темпов роста мировой экономики и, соответственно – темпов роста спроса на нефть. Так, еще несколько лет назад аналитиками было подсчитано, что рост нефтяных цен до уровня 45-50 долларов за баррель приведет к тому, что прирост спроса на нефть будет равен нулю. Это станет следствием того, что при такой цене на нефть резко снизится объем перевозок, прирост в непосредственно нефтезависимых отраслях сойдет на нет, да и суммарный рост мировой экономики будет незначительным. При цене в 50 долларов за баррель нефтяной спрос достигнет минимального уровня, ниже которого уже не упадет. Еще недавно считалось, что рост нефтяных цен выше 50 долларов за баррель – вещь фантастическая, ибо при таких ценах снижение спроса на нефть будет столь масштабным, что цены, не доходя до этой отметки, должны будут резко упасть.

Во-вторых, с предложением у прогнозистов тоже не всё в порядке. На сегодняшний день Ираком добывается всего чуть больше миллиона баррелей нефти, а если учесть, что после недавнего кризиса американской экономики суммарный спрос на нефть несколько замедлил свой рост, то мир без этого миллиона баррелей вполне может обойтись. Тем более что страны ОПЕК в последнее время существенно увеличили добычу и уже давно покрыли возможную иракскую недостачу. Так что сегодняшний рост нефтяных цен иначе чем спекулятивным и предвоенным не назовешь, ибо реальной картины спроса-предложения он давно не отражает.

Итак, если вернуться к сценариям развития иракской кампании, предложенным западными экспертами, и рассмотреть их с учетом возможного изменения спроса и спекулятивных тенденций рынка, то получится следующая картина.

В первом случае (кратковременной и победоносной операции), как правильно заметили эксперты, во время самого военного конфликта цена на нефть несколько вырастет и может достигнуть уровня в 40 долларов за баррель. Однако дальнейшее будет определяться тем, какие тенденции возобладают на рынке, и тут не надо быть пророком, чтобы предсказать спекулятивную игру на понижение. Скорее всего, в первый же послевоенный день нефтяные цены обрушит исчезнувшая военная надбавка, прихватив с собой еще три-пять долларов за баррель. В результате, цены упадут до уровня в 20-22 доллара за баррель, после чего в действие, возможно, вступит следующий фактор – несоответствие спроса и предложения. Сегодня рост предложения нефти существенно опережает рост спроса, что не замедлит вскрыться, когда иракская истерия чуть поутихнет и, возможно, приведет к новому витку снижения цен. В результате, стоимость барреля может упасть до уровня в 15-17 долларов за баррель (особенно, если учесть, что иракская нефть к тому времени уже начнет поступать на рынки, вызвав еще больший перекос в структуре предложение-спрос). А эта цена уже критична для России.

Второй случай – войны не будет, эмбарго снимается, мир дружба..., приведет примерно к таким же последствиям, что и первый, но далеко не так быстро. В этом случае «военная надбавка» исчезнет не вся и не сразу, ибо ее не будет подгонять спекулятивная игра на понижение (рынок слишком привык играть на повышение, а мирное решение конфликта – не та встряска, чтобы поменять ориентиры). Тем более, маловероятно, что США вовсе забудет о Хусейне и отменит эмбарго.

Третий случай – затяжные боевые действия надолго лишат мир иракской нефти. При этом варианте развития событий спекулятивные тенденции сохранят бычий настрой, и хотя реальная картина на нефтяном рынке почти не изменится, цены на нефть могут подняться до уровня в 40 долларов за баррель и установиться на нем на некоторое время. Правда, потом, когда станет ясно, что иракская кампания перешла в затяжную стадию, рынок приспособится к новым условиям, и война спекуляций несколько поутихнет, что приведет к снижению цен до уровня в 35-37 долларов за баррель.

И, наконец, четвертый вариант, которым так пугает Лондонский институт энергетики, – диверсионная партизанская война. Этот случай следует рассмотреть особо. Если эта война затронет лишь иракскую территорию и не распространится на соседние нефтегазоносные регионы, то ситуация будет близка к третьему варианту развития событий, с той лишь разницей, что спекулятивные тенденции никуда не исчезнут и будут подогреваться постоянными сообщениями об очередной диверсии. В этом случае цена на нефть подскочит до уровня в 45 долларов за баррель и на нем установится. Однако, если диверсии охватят и сопредельные с Ираком территории, то это вызовет существенное снижение стабильности в регионе в целом и, соответственно, стабильности поставок нефти из него. В таком случае, даже несмотря на то, что реальный урон от диверсий скорее всего будет не слишком значительным, цены на нефть могут взлететь до уровня выше 50 долларов за баррель, ибо надежность поставок нефти Кувейтом, Ираном, Саудовской Аравией и рядом других стран будет поставлена под сомнение. Однако, даже в этом полуфантастическом случае рост цен до 100 долларов за баррель вряд ли возможен.

Казалось бы, с точки зрения России, первые два варианта – катастрофа, последние два – праздник. Однако все не совсем так. Последние варианты развития событий не сулят России ничего хорошего. Эти варианты приведут к резкому росту дисбаланса между экспортно и импортно ориентированными отраслями, существенно укрепят курс рубля и вызовут кризис в тех промышленных отраслях, которые непосредственно с нефтью не связаны. Если это произойдет, национальной промышленности будет нанесен непоправимый урон, а о мечте формирования мелкого и среднего национального производителя можно будет забыть надолго. С другой стороны, первые два варианта вовсе не катастрофичны. 20-22 доллара за баррель вполне приемлемы для России, а сказанное выше о балансе между экспортно и импортно ориентированными отраслями могут сослужить даже весьма неплохую службу российской экономике. 15-17 долларов за баррель, конечно, хуже, однако, тоже не смертельно. Да и вряд ли рынок, привыкший к ценам в районе 30 долларов, долго удержит столь низкую цену. Тем более, что многие страны, дабы снизить зависимость от нефтяных цен начнут (так, как это недавно сделал Китай) накапливать свои нефтяные резервы, что создаст избыточный спрос и, как следствие, рост цен и новую волну игры на повышение.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.