Янычар в Брюсселе
Европейский поход на восток остановят обломки империй
Новый 2003 год должен стать для Единой Европы годом окончательного определения «главных смыслов существования» того беспрецедентного наднационального объединения, которым является Европейский Союз. «В 2003 мы обозначим принципы ЕС. В 2004 сделаем так, что границы Союза фактически совпадут с границами того, что принято называть ядром европейской цивилизации. Затем мы будем готовы протянуть руку другим кандидатам, ведь Европа - это идея, прежде всего», - именно так рисуют свои планы на ближайшие годы чиновники Евросоюза в Брюсселе. В этом контексте совсем неудивительно выглядят разговоры о том, что в скором времени членом ЕС сможет стать Турция. Впрочем, идеи идеями, но, кажется, наполеоновские планы расширения чреваты для всех участников Европейского проекта серьезнейшим кризисом.
"Турция в очередной раз рискует стать жертвой европейского мифа". Эта реплика, на все лады цитируемая нынче самыми разными изданиями по обе стороны Босфора, имеет два прочтения, из которых каждое в значительной степени справедливо. Декабрьский саммит ЕС в Копенгагене чуть было не обернулся для турецких евроинтеграторов полнейшим крахом: в какой-то момент все были уверены, что вместо конкретного срока европейцы всучат молодому правительству Реджепа Эрдогана размытую декларацию о намерениях вкупе с раздраженным недоумением по поводу того, что турки вообще лезут в элитный клуб для богатых белых людей.
Совсем незадолго до саммита мысль о том, что Турция - не европейская страна, а ЕС вместе с Турцией - это уже не Европейский Союз, озвучил Жискар д'Эстен, глава Европейского Конвента, занятого, как известно, созданием будущей конституции Евросоюза. Герхард Шредер и Жак Ширак, возглавляющие наиболее скептические по отношению к европейскому проекту Турции страны, высказались куда более дипломатично, но и их призыв "установить предварительные сроки, в которые будут выработаны окончательные сроки для начала переговоров" был воспринят в Анкаре как однозначное оскорбление. Пускай Брюссель и Страсбург сумели отреагировать на скептические заявления в адрес Турции и извинились - главный "месадж" с запада Эрдоганом был понят правильно.
Чем дальше на Восток катится снежный ком европейского объединения, тем меньше звенит в речах даже самых рисковых политиков Европы вера в грядущее торжество "великой европейской идеи". Верность когда-то задекларированным идеям грозит обернуться целым комплексом проблем и противоречий, как только Европа перейдет пределы собственной колыбели. Страхи самого разного рода, как всегда, становятся тут стопором куда более действенным, нежели сложности рационального свойства. Можно с большой уверенностью предположить, что Турция, какой ее представляют себе большинство европейских ньюсмейкеров (с мрачными харизматиками, будто вылепленными с Ататюрка на троне; с местной герильей и наркотрафиком; с Оджаланом, сидящим в клетке; с неистовыми толпами одетых в черное женщин, требующих казнить этого самого Оджалана как можно скорее и максимально жестоким образом), такая Турция, действительно, способна сорвать любые мечты о континентальном рае. Тут сходятся в консенсусе и правые, и левые, с той лишь разницей, что для консерваторов Турция это - в первую очередь - бедность и ислам, а для левых и либералов - отсутствие реальных демократических традиций и несомненно унитарная природа государства.
В самой Турции причины иного свойства приводят к похожему результату, и шестьдесят миллионов граждан этой страны видят Европу совсем по-другому: искаженной, будто глядя с глубины Эгейского моря. Страна зажата в капкан из внутренних противоречий самого разного свойства, разобраться в которых теперь уже практически невозможно. Единственное, что ясно точно - Турция хочет стать богаче, чем сейчас. Совсем недавно турки настаивали, что страна будет сама определять дату своего вступления в Евросоюз, и Турция, конечно же, никогда не согласится войти в ЕС согласно словенской или эстонской схеме - но ведь и Брюссель никогда не будет говорить с Анкарой на равных! Страна пошла на крупные внутренние реформы, окончательно отменив смертную казнь и легализовав курдский язык, и все это в рамках принятой в 2000 году политической программы подготовки вступления в ЕС. Но разве не показательно, что на двух тысячах страницах этого документа слова "курд" и "курдский" не встречались ни разу?
На минувшие выборы почти все крупные партии пришли под лозунгом вступления в Евросоюз, хотя многие политики, например, лидер Партии националистического движения Девлет Бахчели, с самого начала говорили, что интеграция должна происходить только в экономической области и на определенных условиях со стороны Турции. Глава пришедшей к власти Партии справедливости и развития Реджеп Эрдоган тоже несколько раз отчетливо показал, что страна отказывается играть в ЕС роль привратника у восточных ворот и "возьмет от Союза все, что сможет". Карикатурно, но все-таки показательно, выглядит в этом контексте и высказывание одного из вожаков крайне правой "Белой партии", заявившего на страницах одного из турецких СМИ в пылу дискуссии (и абсолютно безо всякой иронии!), что вступление в Евросоюз позволит нации сделать то, чего не смогли совершить когда-то предки, остановленные христианским воинством под стенами Вены.
Подойдя друг к другу и начав было принюхиваться, Турция и Европа действительно держат в голове совершенно разные мысли. Для европейцев удача всего проекта это лишь расширение футуристического сверхгосударства, управляемого идеологизированной бюрократией из общих институций в Страсбурге и Брюсселе. Для турков - очередной шаг к национальному величию и процветанию. Много десятилетий назад Кемаль Ататюрк, сумевший придать развалинам Оттоманской империи агрессивные, но компактные формы национального государства, дал туркам западную технологию, но отнюдь не лишил их мечты о величии. Эта мечта жива и сейчас, и вряд ли что-то способно подверстать ее под унылый петит евро-парламентских деклараций, в которых все на одно лицо.
Сторонники интеграции Турции в Евросоюз часто указывают на многолетний опыт членства этого стратегически расположенного государства в НАТО как на доказательство того, что западный союз с турками отнюдь не обречен на скорую смерть. Именно в этом тезисе, но не в его прямом прочтении присутствует ключ к пониманию сегодняшней ситуации и возможного сценария на завтрашний день. Конечно, НАТО и ЕС - вещи абсолютно разные, и сравнивать их вряд ли корректно. Но именно роль Турции в новейшем геополитическом раскладе еще долго будет объяснять очень многое, в том числе, кстати, и внезапное копенгагенское решение все-таки не ссориться с Эрдоганом.
Американская тактика поддержки лояльных региональных держав в случае с Турцией блестяще оправдала себя. Ближайший к Советам форпост НАТО в холодной войне - в девяностые - Турция продолжала действовать в интересах своего союзника и постепенно начала замыкать на себя среднеазиатские страны и Азербайджан, покинутые русскими. После 11 сентября турки не просто сразу же осудили талибов, но стали единственной исламской страной, принявшей участие в боевых действиях в Афганистане. Турция предоставила американцам полную свободу перемещений в своем воздушном пространстве и военную базу ВВС Инджирлик, а ее секретные службы помогли Западу наладить отношения с Рашидом Дустумом. Иракская кампания вызвала в Анкаре сомнения, скорее лишь видимые, дабы не ссориться совсем с исламским миром и европейскими пацифистами. Турецкие же генералы без лишнего шума договорились с американцами абсолютно по всем пунктам.
В том, что некогда, в позавчерашнем прошлом, великие империи практически всегда легче ладят с империей дня сегодняшнего, нет никакой исторической иронии. Ни степень богатства, ни разная вера, ни различия самих политических культур не мешают единству союзников, действующих согласно общим прагматическим интересам и понятным мифам. Куда сложнее выстраиваются отношения с теми, кто руководствуется фантомными наднациональными идеями.
|