GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Тюрьма за e-mail
Автор: Николай Гохлернер
Дата: 16.01.2003
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/131717/
Тюрьма за e-mail

Немецкое правосудие после 11 сентября

Германское правосудие заинтересовалось двумя делами, имеющими некоторое (хотя для многих очень сомнительное) отношение к исламскому терроризму и терактам 11 сентября. В объективе внимания Будестага, ландтагов, министерства внутренних дел и полиции оказались практически одновременно участники радикальной исламистской секты «Хизб-ут-тахрир», ранее известной в России, в основном, благодаря своей деятельности в независимых республиках Среднеазиатского региона, и молодой житель города Мюнстера Хольгер Фосс, оставивший около полугода назад на одном из дискуссионных форумов германского  Интернета послание, в котором высказывалось восхищение акцией боевиков Аль-Каеды, обрушивших 11 сентября угнанные Боинги на башни Всемирного торгового центра.

Оба эпизода - далеко не первые, сопряженные с последствиями бен-ладеновской атаки, телодвижения германских спецслужб. ГлобалРус.ру уже писал о том, как минувшей осенью в гамбургской тюрьме очутился выходец из Северной Африки, подозреваемый в непосредственном участии в сети «Аль-Каеды» и в организации финансовых операций, сделавших августовские теракты возможными. В настоящий момент спецслужбы и полиция ФРГ арестовали несколько десятков человек, прямо или опосредованно участвовавших в контактах с исламистскими радикалами, в германской тюрьме также находится и известнейший в кругах турецких иммигрантов-исламистов под прозвищем «Кельнский халиф» мулла Метин Каплан. В этом плане особенно примечательными выглядят подробности двух новых дел. На этот раз речь идет не о террористах и радикальных проповедниках, а о тех, кто, казалось бы, не имеет вообще никакого отношения ни к «Аль-Каеде», ни к Бен-Ладену, ни вообще к вооруженной борьбе в ее непосредственном смысле. Все это, впрочем, отнюдь не мешает немцам утверждать, что заинтересовавшие их лица не менее опасны, чем профессиональные моджахеды. Более того, говорят, что оба дела имеют специфику, свойственную лишь Германии, и как раз поэтому потенциально опасны втройне.

Секта «Хизб-ут-тахрир» попала в поле особенного внимания столичной полиции в середине прошедшей осени, когда участники студенческого научного общества «Аквида» при технологическом университете в Берлине собрались на очередное заседание, в ходе которого планировалось провести дискуссию на тему предстоящей акции американцев против режима Саддама в Ираке. Дискуссии не получилось. Студенты, а среди них преобладали выходцы из мусульманских стран, один за другим произносили речи, больше похожие на проповеди Хезбаллы, чем на университетские дебаты. Проведенное расследование дало возможность установить, что общество «Аквида» на самом деле представляет собой одну из ячеек панисламского движения «Хизб-ут-тахрир», созданного в середине двадцатого века палестинскими арабами и проповедующего всемирный халифат, управляемый согласно нормам шариатского права. Еще больший сюрприз ожидал полицейских, когда они узнали, что среди участников того октябрьского заседания «Аквиды» были и коренные немцы, но не студенты-технологи, а активисты праворадикальной Национал-демократической партии Германии, самой известной и влиятельной неонацистской группировки страны. Оказалось, что неонацисты уже давно сдружились с радикалами-исламистами и даже провели вместе несколько акций.

Думается, что именно это обстоятельство – союз с наци - позволило германскому МВД запретить деятельность «Хизб-ут-тахрир» за несколько месяцев и практически без сопротивления со стороны многочисленных правозащитных организаций. Простым запретом, впрочем, дело не ограничилось, и теперь некоторые активисты секты оказались под следствием. Интересно и важно, что вообще-то «Хизб-ут-тахрир», декларирующая отказ от любой вооруженной борьбы и называющая себя сугубо мирной религиозной организацией, не попадала под существующий в Германии конституционный запрет на радикальные группировки, а берлинский сенатор из СДПГ Эрхарт Кертинг, специально направленный земельным правительством для расследования инцидента, прямо сказал, что группировка не является террористической в прямом смысле этого слова, но «ее запрет должен ясно показать перспективу многим другим и не только исламистским экстремистским группам». На днях же с комментарием по поводу запрета «Хизб-ут-тахрир» выступил и сам глава федерального МВД Отто Шили. Шили, прямо указав на совместные антисемитские акции исламистов с неонацистами, сказал, что «благодаря пакету мер по борьбе с терроризмом, мы располагаем новыми правовыми возможностями и должны пользоваться ими».

Совершенной убежденности в правоте г-на Шили все-таки нет - хотя бы потому, что параллельная история, приключившаяся с живущим на северо-западе ФРГ Хольгером Фоссом, выглядит вообще анекдотической. Летом 2002 года Фосс, посетив популярный Интернет-форум на портале Telepolis, наткнулся на сообщение, в котором некий пользователь, скрытый под псевдонимом Engine of Aggression, выражал свою радость по поводу уничтожения тысяч боевиков движения «Талибан» в 2001 году в Афганистане. Сейчас, конечно, уже трудно понять, какие на самом деле чувства двигали Фоссом (немец утверждает, что он просто иронизировал), но он решил ответить поклоннику американского правосудия и написал, что он в свою очередь «поздравляет убийц 11 сентября и считает прекрасным, что пара настоящих людей нашла мужество показать настоящим злодеям, США, как обстоят дела на самом деле». Остальное уже было делом техники – Фосса вычислили и привели в полицию. На этой неделе он должен будет предстать перед судом и под присягой доказывать, шутил он или нет, восхищаясь терактами 11.09.

«Дело Фосса» даже и сомнительным назвать трудно. Толком неясно, за что судить молодого интернет-болтуна. Кроме того, у него, однозначно левого «антимилитариста», в либеральной Германии сразу нашлись сотни, если не тысячи защитников. В его поддержку выступил даже известнейший журнал Index for free expression, редактор которого считает, что суд над Фоссом может повредить свободе слова в Германии, а сам обвиняемый «пострадает за преступление, к которому он вообще не имеет никакого отношения».

Обсуждение обеих историй - и ареста Фосса, и запрета радикальной группировки в германской столице, - с неизбежностью вспыхнувшее на многочисленных площадках европейской Сети, крутится исключительно вокруг двух тезисов, каждый из которых отчасти справедлив, но далеко не исчерпывающе. Конечно, многие предполагают, что немецкая власть, здорово, как мы помним, поссорившаяся с американцами по иракскому поводу, решила, привлекая к суду и бросая в камеру любого, на кого хотя бы мельком падет тень подозрения, загладить свою вину перед старшим вашингтонским союзником. Когда же речь заходит о Фоссе, вообще начинают предвещать закат великой европейской Свободы.

Задержание Фосса (ясно, что глупая и безответственная болтовня все-таки не повод очутиться на нарах), наверное, можно объяснить и так – фактически отказав Америке в поддержке по Ираку, европейские власти запоздало оправдываются, демонстрируя утроенное рвение: отсюда и массированный пиар вокруг запрета исламистской секты, и совсем уж безумные эпизоды вроде поимки Хольгера Фосса. Но даже это не делает реакцию «защитников» менее идиотской - их требования «свободы Фоссу» и «свободы иронии» начисто зачеркивают сам принцип Свободы, никогда не отделимый от ответственности.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.