GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Неуставные отношения в генералитете
Автор: Александр Храмчихин
Дата: 18.12.2002
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/126138/
Неуставные отношения в генералитете

Армию легче заново отстроить, чем отремонтировать

Ставшие вдруг очень модными побеги солдат в комитет своих матерей и очередной генеральский бунт показывают, что ситуация в Вооруженных силах примерно такая же, как в середине 1917 г., и от полной катастрофы спасает только то, что мы пока ведём войну не “большую”, как тогда, а локальную. Реформировать такие ВС — это всё равно, что придавать КПСС “человеческое лицо” в конце 80-х. Уже понятно, что структура рухнет неизбежно, надо бы ее демонтировать в управляемом режиме, а не “реформировать”, но нет, мы опять будем тянуть и ждать, когда гибнущая структура погубит страну.  

Бегущие солдаты — дезертиры, подлежащие уголовному преследованию. Их матери — чистый аналог большевиков образца той самой середины 1917 г., целенаправленно разваливающие армию своей страны, при этом столь же сознательно поддерживающие врагов страны. С другой стороны, наша армия с начала 70-х живёт по законам зоны, поэтому солдаты и матери (только не те, которые сделали это “материнство” профессией) имеют полное право засудить Минобороны насмерть за те “тяготы и лишения”, которые они должны выносить.

Генерал-полковник Трошев не имеет ни формального, ни морального права выносить свои служебные отношения с министром на публичное обсуждение, не подав перед этим заявления об отставке. А теперь его надо увольнять без обсуждений. С другой стороны, он один из лучших военачальников в стране, не паркетный, а боевой генерал. И совершенно непонятно, почему его сдвигают по горизонтали, а на самом деле — вниз, бросая на самый неудобоваримый округ в стране. Сибирский ВО — типичное порождение популярной в последние годы “оптимизации”, которая неизменно приводит к ухудшению управляемости и падению обороноспособности. Округ характеризуется запредельными размерами территории, войска на которой распределены в высшей степени неравномерно. К востоку от Байкала, в Бурятии и Читинской области (раньше это был Забайкальский ВО) дислоцируется более или менее сильная группировка, кое-какие войска есть в Иркутской области, а дальше до Урала нет почти ничего (2 мотострелковые дивизии и 1 бригада, 1 бригада спецназа ГРУ и 2 истребительных полка; что касается РВСН, то они округу не подчиняются). Штаб расположен в самом “углу” округа, в Чите. Руководить этим монстром, мягко говоря, нелегко и весьма бесперспективно с карьерной точки зрения, поэтому несостоявшееся назначение Трошева напоминает “бросание” на сельское хозяйство в годы соввласти. Вполне понятно нежелание командующего СКВО становиться бессловесной жертвой интриг, так же как солдатам не хочется быть бессловесными жертвами дедовщины. Когда неправые правее правых, это лучший признак полной деградации структуры.

Генералитет во главе с “пиджаком” Квашниным уже давно и успешно “доел” как бы гражданского министра обороны. Точно так же, как 10 годами ранее он переварил замминистра Кокошина, человека, в принципе, очень умного и квалифицированного. Сергей Иванов втянулся в увлекательную борьбу множества группировок внутри МО (состав и замыслы группировок не имеют ни малейшего отношения к сути проблемы, поэтому не обсуждаются), более того, он стал прикрытием этой борьбы. Совершенно излишне говорить, что это борьба не за право наиболее эффективно претворить в жизнь замыслы военной реформы. Впрочем, претворять-то нечего. 

Разумеется, прогрессивная общественность в очередной раз возопит, требуя создания “профессиональной армии”. От кого, от чего и каким образом нас спасут наёмники? Разве не известно, что нынешние контрактники создают максимум проблем командованию и при этом ни в чём не лучше призывников? Наше счастье, что сейчас их не более 30% от всего рядового состава, причем почти половина контрактников — женщины. Только поэтому ВС пока не отняли у МВД звание крупнейшего в стране бандформирования. Если на боевую подготовку выделяется минимум средств, а сама эта подготовка ведется к той войне, которой не будет никогда и ни при каких обстоятельствах, то причем здесь принцип комплектования, как он влияет на обороноспособность? Почему в западных армиях нет дедовщины, хотя большинство из них по прежнему призывные? Вся дискуссия о “профессиональной армии” у нас сейчас представляет собой диалог дилетантов с шарлатанами и мошенниками. 

Создавать надо не “профессиональную”, а новую, параллельную нынешней, действительно профессиональную армию, т.е. такую, где военнослужащие занимаются только и исключительно боевой подготовкой. Новая армия должна соответствовать новой политической и экономической ситуации внутри страны и новой военно-политической ситуации в мире. Она должна иметь реальный институт младших командиров (сержантов и старшин), новую систему военного образования и прохождения службы. Принцип комплектования такой армии будет иметь чисто прикладное значение, скорее всего, он должен остаться призывным. Получить новую армию путем “реформы” нынешней невозможно, ее можно только создать с нуля, постепенно вытесняя старые части новыми. Это процесс достаточно длительный, но никакой альтернативы ему нет. Разумеется, нынешний генералитет не только не может, но и не имеет права создавать такую армию, это задача политического руководства страны. И минобороны должно стать действительно гражданским, а не филиалом Генштаба, прикрытым одним псевдогражданским чиновником.

При этом вполне очевидно, что у политического руководства нет ни понимания сути проблемы, ни политической воли для ее решения. Видимо, ее придется решать, когда нынешние ВС прекратят своё существование “явочным порядком”. Надо только надеяться, что они просто тихо разойдутся, а не взорвутся. Третьего здесь не дано. Само не рассосётся.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.