Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Форма и содержание

В чем разница между Аллой Пугачевой и Питером Устиновым?

Не так давно я писала, что Алла Пугачева зарегистрировала права на брэнд “Филипп Киркоров”. На свою статью я получила множество исполненных возмущения откликов: нельзя, дескать, трактовать человеческую личность при помощи экономических терминов. Довеском к филиппикам форумных анонимов были несколько писем от личных знакомых, в которых эти неглупые люди упрекали меня в особом цинизме: ведь тогда получается, что и Лев Толстой – брэнд, и даже Иисус Христос.

Когда мы, немытые и нечесаные, смотримся по утрам в зеркало, то в складках и вмятинах видим нечто, что, будучи замеченным на вечернем платье, заставляет нас немедленно выгладить его, ибо мятое вечернее платье никак не соответствует тому, чем мы некогда прельстились в витрине. В этом мятом вечернем платье мы не соответствовали бы брэнду. А наши морщины, скрытые могильным грунтом make-up, незаметны при удачном освещении, что позволяет думать, будто мы помолодели. Это такой же обман, как и то, что платье нам очень идет. На самом деле это мы идем платью.

Соответствием брэнду принято гордиться, но эта гордость смешивается с неловкостью и каким-то первородным стыдом. Вот почему жалостливые брэнд- и пиар-менеджеры денно и нощно ублажают своих клиентов обещаниями “эксклюзивности” и “неповторимой индивидуальности”. При всем комизме этой ширпотребной уникальности она-то и есть единственное спасение. Как знак истинной веры, завладевает она сознанием, заставляя купить платье, как бы снабдив его копирайтом и превратив в личную собственность, достоинства которой общепризнанны ввиду брэндированности. Так создается “уникальность”. Мы с ног до головы принадлежим Armani, а всем - и в первую очередь нам - кажется, будто Armani принадлежит нам. Сходным же образом Пугачева поступила с Киркоровым, примерив на себя этот брэнд, как новое платье, которое молодит, и в этом куда больше простой человеческой слабости, чем цинизма.

Слияние с брэндом, с предметом, должно быть все же неполным. Нобходимо ощущение ложной зависимости обладаемого от обладателя, а не наоборот. Для этого существует патент. Патент, копирайт - субстанция настолько мощная, что она способна подчинить себе все что угодно, от сложнейшего изобретения до простой воды из крана. Что такое всевозможные "святые источники", как не патент в пластиковой бутылке? Товаром является не вода, а матрешка: вот уникальный бренд, вот уникальная бутылка, в ней уникальная вода, богатая уникальными витаминами и не менее уникальными минералами. Жажда обещанной уникальности дошла до того, что все патентовать даже человеческие чувства и выражающие эти чувства слова. Торговыми знаками, снабженными порядковыми номерами, стали словосочетания "Sincerely yours", “Доброе утро”, “Я тебя люблю”, “Никто тебя не любит так, как я” и др. Кроме "Sincerely yours", торговой маркой стал еще и русский вариант этого выражения, запатентованный другой компанией. “Искренне Ваш”. А какой-то частный предприниматель взял да и запатентовал торговую марку "Уважаемый я". Ни малейшего отношения к Питеру Устинову это не имеет.

Вряд ли Питеру Устинову, будь он жив, удалось бы засудить зарвавшегося русского ПБОЮЛ, использовавшего название его романа для пропаганды своей продукции. Писателю как дважды два доказали бы, что литература и коммерция – две вещи несовместные. Но Бог с ней, с литературой. Вряд ли, употребив в письме не выспреннее "уважаемый я", а  вполне обыденное “искренне Ваш”, вы обнаружите вскоре в почтовом ящике повестку в суд, куда вас потащит могущественная корпорация, до зубов вооруженная юристами. Ведь она сама украла эти слова из живаго великарусскаго языка, и пусть ответит сначала перед Институтом Русского Языка им. В.В. Виноградова и наследниками В.И. Даля, а лучше -  перед каждым носителем языка персонально. Если же компания боится, что словосочетание “Искренне Ваш” употребит не физическое, а юридическое лицо, то ее судебные перспективы тоже весьма туманны: достаточно изобразить логотип несколько иным шрифтом – и спамонадеянному истцу придется выплачивать моральный ущерб, судебные издержки и прочие контрибуции.

В чем же тогда, спрашивается, дело? Должна ли Пугачева подавать в суд на любого другого Филиппа Кикорова, который решил пойти в регистрационную палату и обзавестись собственным брэндом? И по какому праву регистрационная палата может отказать ему в регистрации этого брэнда? Он может представить все доказательства уникальности собственного брэнда, отличного от того, которым владеет Пугачева. Так за чем же дело стало?

Пример с юридической точки зрения очевидный, с логической – тупиковый. Узкое и примитивное право не может вместить воплощенную в каждом материальном и нематериальном предмете уникальность, но парадокс состоит в том, что право – единственный инструмент легитимации уникальности. Если в XXI веке бросились патентовать сюжеты, слова, буквы, знаки препинания, любовь и ненависть, - это вроде бы свидетельствует о нехватке уникальности, а ведь на самом деле уникальности – хоть платьем ешь, возьми любую кляксу – и вот тебе уникальность (уродливый триумф актуального искусства – не что иное как банальный патент на черный квадрат); зато с реальной защитой авторских прав – настоящая беда.

В итоге нам всем остаются только слова. Слова – это и есть содержание, а не форма. Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртуке, очень богат? – Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртука. Или платья. Это как кому нравится.

26.12.2005
Людмила Сырникова

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера