Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Отцы и дети

Потребители против рекламщиков

- Твои друзья живут в твоем компьютере, - с мрачной самоиронией говорит пост-П-поколение, давно уже выбирающее пепси нажатием клавиши, и не только пепси.  А еще и друзей, еду, бейсболки,  концерты, любовь, кино и работу – все без исключения можно извлечь из послушного компьютера, заказать в офис или домой, сравнить, включить демо-версию, выбрать цвет пиццы, подобрать размер любимого бюста, оплатить пиццу невидимыми деньгами и, жуя ее, послать в подарок обладательнице бюста настурцию-гиперссылку; ибо жизнь – нескончаемый и тотальный киберпанк, данный нам в сладостном ощущении нами же создаваемой реальности, – прекрасна и удивительна. На другом ее конце висят пенсионеры, с трепетом ожидающие электронного документооборота в ЖЭКе и поликлинике. Вот вам, дорогой читатель, конфликт детей и впадающих в детство; первые хотят простоты, вторые – теплоты и понимания; одни верят в могущественную кнопку, другие бегут, крестясь, от мерцающего монитора в родную потную очередь и сухо шелестят полными надежды голосами: “Кто крайний?..”. В Бога они не верят, но техническому прогрессу по привычке не доверяют, и потому электронная медицинская карта, плата за газ и вывоз мусора через интернет вызывает у них липкий страх, как когда-то стиральная машина-автомат, а бездушные внуки – злобу и горечь, как когда-то - подрастающие дети. Знали бы эти живые мощи, что твои друзья живут в твоем компьютере вовсе не от хорошей жизни, и что ты почти ничем от них, стариков,  не отличаешься. Это легко пояснить  на простом, хоть и на первый взгляд далеком примере.

Пользователи интернета все чаще и чаще перед тем, как совершить какой-то даже самый мало-мальский шоппинг, занимаются чтением витруальных дневников своих виртуальных друзей, пытаясь извлечь оттуда полезную – “ценную и эксклюзивную”, как написал бы любой уважающий себя автор рекламного проспекта, – информацию о покупаемом товаре. “В настоящее время, – строчит в годовом отчете уважающий себя маркетолог, – уровень доверия людей к блогам (виртуальным дневникам) довольно высок. Читатели видят за любым блогом реального автора и полагают, что при описании опыта обращения с товаром или услугой он говорит искренне, так как не находится под каким-либо корпоративным влиянием”.

На языке профессионалов эта абракадабра означает преимущество точечного маркетинга перед сетевым, вопрос лишь в расторопности производителя: корпорации ничто не мешает завести сотню виртуальных блоггеров и столько же вполне реальных литературных негров, которые будут на тысячи ладов прославлять взбирающийся по кривой продаж ширпотреб, – проблема уровня продаж будет решена. Однако проблема не в продажах. Проблема в том, что наступил полный крах доверия целевой аудитории к традиционной рекламе. Отсюда – поиск новых методов, свободных от корпоративного влияния.

Вообще, что такое блог, виртуальный дневник, LJ-account? К чему этот странноватый жанр публичной интимности? На самом деле, это ОБС – “одна баба сказала”. Сказала, что потрескавшиеся пятки лучше подсолнечным маслом натирать (1965), написала в ЖЖ, что крем для нижних век, богатый морскими минералами, сделан вовсе не из дорогущих минералов, добытых со дна Марианской впадины, а из трехкопеечного  крысиного яда (2005). Разницы между одним и вторым мессаджем – круглый ноль. Так что эти согбенные фигуры, в густом облачке старческого разложения ожидающие своей очереди к участковому врачу, -  тоже блоггеры. Им выписали лекарство, а оно не помогло, они заглянули в телевизор, а там рекламируется что-то чудодейственное, способное вернуть их из инвалидного кресла на танцплощадку, они купили, но остались сидеть в кресле, и вот они бегут в эту очередь, чтобы, тщательно обуздав гнев, прибереженный для строгого врача, участливо обменяться мнениями о методах лечения с одной бабой, которая непременно посоветует сейчас что-нибудь спасительное. Разница между старыми и молодыми, прогрессистами и ретроградами заключена, таким образом, лишь в способе коммуникации, но никогда не в уровне доверия к предоставленной кем-то третьим информации. Традиционные рекламные технологии, нацеленные на то, чтобы потребитель отождествлял себя с героем рекламного ролика, не достигают своей цели, ведь они – полное ничто по сравнению с таким же реальным потребителем. Интернет лишь отменил единство времени, места и действия, благодаря интернету акт коммуникации (он же чат) стал возможен не только в коридоре поликлиники. Разницу в возрасте интернет стер с еще большим успехом. Одни помолодели, другие повзрослели - и возраст исчез.

К примеру, власти ряда штатов в Северной Америке сейчас пытаются ограничить активность игорных сайтов. Они крайне встревожены тем, что подобные невинные забавы успешно и накрепко приобщают к азартным играм совсем уж каких-то несознательных шпингалетов, отчего-то полагающих себя вполне состоявшимися людьми. Власти потеют и кряхтят, но результат выходит жиденький: к непобедимому интернету  приходится применять архаический закон “О проводах” 1961 года, запрещающий использовать междугородные и международные телефонные линии для приема ставок на собачьих бегах. Закон тот принимали вовсе не в воспитательных, а в исключительно коммерческих целях – чтобы никто не мог повлиять на результаты бегов. Теперь он валяется без надобности, и с его помощью решили ответить на вызовы времени. Смешно глядеть на потуги законодателей. При чем тут дети, зачем они прикрываются детьми? Дети повзрослели, старики впали в детство, возраста нет. Вы мало видели азартных стариков, которых за неимением соответствующего закона  пытаются оттащить от игральных автоматов  целые  медиаимперии своими мыльными операми? Нет, не мало. Интернет не виноват, дети не виноваты, старики и женщины тоже.

Вот и получается, что не существует никакого конфликта поколений, отцов и детей, дедов и внуков. Есть конфликт сознания косного и формализованного и сознания свободного. Но "свободное" и "формализованное"  - это пустые клише, поэтому выразимся точнее: налицо конфликт односторонней и многосторонней коммуникации. Любая реклама, исполненная профессионалами для непрофессионалов, инопланетянами для жителей Земли, высшим разумом для низшего, перестает работать, едва потребитель оказывается в ситуации горизонтальной коммуникации, а не вертикальной. Иерархическое устройство общества само толкает его к тому, чтобы больше верить ближнему, чем высшему. И с этим настолько ничего уже нельзя поделать, что некоторые американские кинокомпании сдались и решили снизить цены на продукцию для России и Китая: все равно контрафактную продукцию не одолеть, а пиратские копии непобедимы. Реклама священного копирайта, на которую были потрачены миллиарды и долгие годы, оказалась нежизнеспособной. У каждого свой копирайт, понятие эксклюзивности утеряно, а главное – утеряно право на истинное, единственно верное знание. Причем, где отцы, а где дети, и кто кого породил и убил – реклама потребителя или потребитель рекламу – уже не столь важно. Даже в таком разрезе конфликт отцов и детей вполне факультативен. Потому что главное неизменно: подсолнечное масло ничуть не хуже VICHI, сайт Livejournal.com ничуть не хуже самого профессионального рекламного проспекта, а китайская копия – лицензионного экземпляра. Твои друзья живут не там, а тут. Там живут твои враги.

12.10.2005
Людмила Сырникова

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера