Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Новое слово для старых отношений

Президентские гранты выделены на неопределенные театральные проекты

Радостное событие 11 августа,  встреча президента РФ В.В. Путина с руководителями театральных коллективов и издание его указа об учреждении президентских грантов «наиболее уважаемым, известным и старейшим театральным коллективам» радостно только для 11 получателей этих грантов. То есть: Малого театра, театра имени Вахтангова, МХТа имени Чехова, ГИТИСа, училища имени Щепкина, театрального института имени Щукина, школы-студии имени Немировича-Данченко, а также петербургских Большого драматического театра, театра драмы имени Пушкина, театра Европы и Академии театрального искусства.

Были императорские театры – стали президентские. Но внимательно ли читали получатели долгожданного госвнимания сам текст президентского указа? Там ведь не сказано, что, мол, просто мы – президент всея Руси – жалуем холопов своих верных некой суммой на поддержание штанов и освещение на лестницах. Очень конкретно написано черным по белому «Учредить с 1 января 2006 г. 11 грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов ведущих театральных коллективов и высших учебных заведений, осуществляющих профессиональную подготовку в области театрального искусства».

Именно творческих проектов. Ведь грант это как раз такой вид субсидии, что  предоставляется для осуществления конкретных проектов, а не просто творческих. Но в данном случае заманчивое звучание импортного слова обозначает, что кто-то большой и богатый дает деньги кому-то в них – деньгах – нуждающемуся. И в таком понимании это слово способно притупить чувство самосохранения и возбудить желание быстро бухнуться в ноги с благодарственным поклоном. Можно было заметить, что «благая весть» звучала при полном собрании театральных мэтров РФ. Мэтры с грантами работать не привыкли. Гранты получали молодые, бодрые, умеющие заявки на гранты писать, отчетность по грантам вести, и вообще вести себя правильно в рамках международной этики претендентов на гранты.

Хочется поаплодировать «лучшему шоу месяца», прекрасно разыгранной партии президента – театральная жизнь. Буксует реформа. Министры склочники. Театры в этой неразберихе обнищали, напугались, о жизни своей скорбной подумали: с такими министрами, да при такой реформе! А тут и президент на белом коне, в руках указ «О грантах». Всё – театры едят с руки, в рот смотрят. Мэтры на три года (по тексту указа) успокоены, чинить проблем не станут. А все остальные, помельче, пусть живут как жили и стараются войти в избранный ряд «известных, старейших и уважаемых».

Статья расходов на 11 грантов заложена в бюджет. Как будут распределяться выделенные средства, не ясно. «На проекты» - сказано в указе. Но проекты эти не известны, и вряд ли нашим уважаемым театрам придется быстро собраться с мыслями и расписать эти проекты, как этого требуют стандарты. Или нет стандартов? Наши президентские гранты - это временная (на три года) госдотация.

Каким образом раньше распределялся бюджет? Там всё было понятно, учитывались основные экономические показатели: содержание здания, зарплата труппе и некоторые плановые затраты на новые постановки. Причем уже давно на постановки деньги привлекались спонсорские. Грамотные директора освоили эту практику уже с середины 90-х. «Спонсорский пакет» тоже известен: банеры, реклама в фойе и, конечно же, большая пиар-программа для генерального спонсора.

Еще немаловажное замечание, на встрече президента с театральными деятелями был озвучен удивительный факт – 9 месяцев театры не получали финансирования. А как хорошо выглядят руководители! Что же происходит?

Недавно был заявлен главный принцип в отношениях государства и его «главного достояния» – русского театра. Само понятие «грант» символизирует конкуренцию, то, на что претендуют, за что вступают в борьбу. То, что для обозначения тона дальнейших взаимоотношений выбраны бесспорные лидеры процесса, держатели мировых брендов, очень показательно. Кто-нибудь обратил внимание на фразу президента, призвавшего чиновников на местах также ввести систему грантов для местных творческих коллективов? Мы хорошо знаем, что такое рекомендательный тон главы государства. Президентские предпочтения бесспорны и не обсуждаемы. Но что делать регионам, если нет даже положения о грантах.

Впрочем, практика распределения грантов известна. Творческий коллектив каким-то образом функционирует какое-то время, производит некий продукт. К примеру, в некой стране существуют два оркестра. Они играли-играли и решили обратиться к государству за помощью. Одному нужны средства на приглашение великого дирижера для того, чтобы представлять свою королеву на фестивале в Нью-Йорке, другому резко понадобились средства для закупки балалаек для участия встречи Деда Мороза в Великом Устюге. Не смотрит государственная комиссия на пафос цели, а смотрит на результаты творчества коллективов за отчетный период. Вот ребята хотят пригласить великого, а музыкальный обозреватель «Ливерпульского докера» пишет, что уши у него свернулись от исполнения 5-ой симфонии Танеева силами означенного коллектива в местной филармонии в мае месяце предыдущего года. Будет ли экспертный совет верить обозревателю города со славными музыкальными традициями? Совет почитает еще кого-нибудь. Посовещается. И примет решение. Причем, правда, что в учет принимается критика.

Что будет засчитываться в качестве плюса при принятии решений на наших местах, если местная критика - три ассимилированных в процесс внятно пишущих гражданина. Значит деньги получат только те, кого особо любит местное руководство, любящее принимать решение без всякой профессиональной экспертизы.

Не кажется ли, что, произнеся слово «грант», президент одним указом резко поменял парадигму взаимоотношений государства и творческих коллективов. А следом потянутся перестройка связей в сложившейся цепи творческий коллектив – общество – эксперт – государство. Причем, состав «экспертного совета» не заявлен, как и сами условия конкурса. Задан только общий пафос. Без подробностей.

26.08.2005
Елена Столповских

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера