В понедельник в кредитно-финансовом комитете Госдумы откроется обсуждение трех альтернативных законопроектов о валютном регулировании. Накануне этого события глава комитета Валерий Зубов организовал широкое обсуждение предстоящей валютной либерализации на круглом столе, прошедшем 4 февраля в Государственной Думе. Горячая дискуссия, периодически перераставшая в пикировку с переходом на личности, явилась подтверждением слов В. Зубова о том, что этот вопрос станет ключевым во время весенней сессии.
Есть темы, которые еще будоражат сознание взрослого населения России. От зрелых и состоятельных граждан до молодых и плохо обеспеченных. За последние несколько лет число увлекательных тем забавным образом увеличилось. Эти годы включили в себя государственный дефолт и последовавший за ним период девальвационного и нефтяного процветания. И за короткий временной отрезок народ, от мала до велика, от Москвы до Сыктывкара полюбил ряд неожиданных тем и освоил множество труднопроизносимых терминов. Теперь наш слух ласкают слова: «баррель», «НАСДАК» и некоторые попроще. В новостях обычным делом стали сводки с фондовых и товарных бирж. Безусловно, средства массовой информации сыграли огромную роль в просвещении населения и дали пищу новым пересудам.
Теперь, похоже, в лексикон среднего русского на время войдут такие архаические слова и словосочетания, как валютная (-ый, -ое) либерализация (контроль, регулирование), трансграничные операции и др. На повестку дня, в добавление к популярной налоговой реформе выходит либерализация валютного законодательства. Круглый стол, широко разрекламированный СМИ, стал первым этапом публичной дискуссии и позволяет сделать выводы относительно дальнейшей судьбы обсуждаемой либерализации. Редкое единодушие продемонстрировали либералы и государственники, нападая на правительственный законопроект. С. Глазьев, К. Бендукидзе, Р. Гринберг критиковали белодомовский вариант с диаметрально противоположных позиций и так рьяно они это делали, что стало очевидно: именно правительственный текст, конечно, немножко отредактированный (в результате торга), в итоге и станет российским законом. В свете прошедшего четвертого февраля обсуждения четко вырисовывается мудрая стратегия, выбранная Союзом промышленников и предпринимателей, главным борцом за либерализацию. Яростное нападение на правительственный вариант на круглом столе, с одной стороны, и активная методическая помощь, оказанная сотрудникам профильных министерств и Центрального Банка, с другой. Да еще вдобавок, альтернативный законопроект, написанный в недрах РСПП и внесенный на рассмотрение Госдумы незаинтересованными депутатами. Раздвоение личности? Ничуть. Бей своих, чтоб чужие боялись. Или так: проси больше, все равно дадут меньше. Подходят обе народные мудрости. Вторая, так просто в точку.
Атака К. А. Бендукидзе и его сторонников, наверное, повергла в недоумение С. Глазьева и других известных борцов за конвертируемый рубль в отдельно взятой стране. На собственное дитя с ножом? Господа, зачем же было рожать? Так потому и ножом замахнулись, чтобы другие не зарезали. А вдобавок, такой радикальный «депутатский» законопроект из кармана показали, чтобы всем стало ясно, правительственный вариант – это еще цветочки. Надо брать его, пока другой не продавили. Если Вам предлагают два варианта: сесть за руль машины с изношенной тормозной системой или в автомобиль, в конструкции которого вообще не предусмотрены тормоза, что Вы выберете? Конечно, конечно. Вы правильно поняли, соглашайтесь, наше терпение не бесконечно. Сами Вам объясняем, в нашем, то есть в официальном, простите, варианте сохранилось очень много ограничений. Все услышали? Достаточно громко было сказано? Ну вот, и если Вы все-таки его утвердите, мы будем очень недовольны. Очень. Но смиримся. И как… Дальнейшее молчанье.
Здесь хочется вспомнить статью А. Мансильи-Круза «Требуются добропорядочные ростовщики», недавно опубликованную Globalrus.ru. Интересы Russia Inc. совпадают с интересами членов бюро РСПП - по совместительству идеологов валютной либерализации (как с плохими тормозами, так и вообще без таковых). Так нам намекнул в своей статье А. Мансилья-Круз. Чепчики они, конечно, бросать не будут. Не до того станет, после принятия закона. И банкирам-оппонентам уже будет поздно объяснять, что они не сытые коты, которые мышей не ловят, как их пытался изобразить автор статьи. И давно уже они не жируют, и не скупают предприятия напропалую. Уже не один год, как банковский бизнес не сопоставим по доходности с компаниями из реального сектора, и никто из промышленных магнатов не дерется за право стать владельцем даже самого лучшего банка. Скорее пытаются освободиться от своей доли. И многие банки активно пытаются диверсифицировать не только свою клиентскую базу, но и «учредительскую», стремясь обрести независимость для своего бизнеса и избавиться от ресурсной зависимости от одного клиента-акционера. И ритейловый бизнес давно уже стал приоритетом номер один для крупнейших и самых профессиональных банков. Большие средства в этот бизнес уже вложили Альфа, УралСиб, даже Внешторгбанк, но не все банки могут себе позволить розницу. Очень затратное удовольствие. Но ни один банк не может стабильно работать без клиентских остатков, а вот с ними-то и начнутся проблемы у российских банков, как только операция «либерализация» будет успешно завершена. Эти тенденции А. Мансилья-Круз не увидел то ли по нежеланию, то ли по незнанию. Много денег, конечно, давно в обход всего (но не всех) заведено в компании из любимых россиянами морских стран. При этом родные оффшоры работают в большой степени через российские банки и их деньги в итоге подпитывают отечественную финансовую систему. Бизнес-элита хочет так радикально оптимизировать свои финансовые потоки, что в результате каждый гражданин Russia Inc. сможет почувствует горький привкус только недавно услышанных и выученных терминов: «либерализация», «валютное регулирование», «контроль». Особенно, если банки успеют к тому моменту развить ритейл и убедить население достать кое-что из чулка. Заложниками лоббизма промышленников станем все. Скучно не будет.