GlobalRus.ru | Ежедневный информационно-аналитический журнал.
 
 
 
     Потребности     
     Арабески     
 Форум 
     Государственный Клуб     

1917-2017. Эпоха великой Скорби

Как примирить триумф и трагедию русской революции?

1.

Статья Виталия Третьякова «1917, 1937, 1957, 2007, 2017», опубликованная в №43 «Московских Новостей» вызовет, наверное, еще немало споров. Я не хочу заниматься ни апологетикой, ни критикой, мне понятен этот пафос, в котором есть и трагизм и захватывающее дух величие: «Это была Великая революция. Великая абсолютно по всем параметрам и по всем своим последствиям. Великая не просто по масштабам, не только по пафосу её лидеров и рядовых участников, не исключительно по последствиям, как позитивным, так и трагическим, но и по целям, по исторической значимости и по содержанию».

Я бы сказал даже больше. Настолько велика была эта революция, настолько выходила за рамки всех и всяческих идеологий, что для того, чтобы осознать ее масштаб, мало прошедших ста лет (мало, быть может, и тысячи). Но кто же может вместить столь грандиозное, лишь взгляду гения доступное явление? Слава Богу, такого гения русская революция нам оставила. Говорю, конечно, об Александре Блоке, слышавшем ее музыку в максимально доступном диапазоне частот, в душе которого преломились и ее величайший триумф и величайшая трагедия.

Те же регистры нашей исторической трагедии пытается примирить и Виталий Третьяков, в пику «либералам», низводящим «русскую историю последних пяти или последних трёх веков всего лишь к какому-то "движению в Европу"», и, одновременно, урезонивая слишком увлекающихся «патриотов», которым сто миллионов жизней фтопку – что на митинг прогуляться.

Такое примирение – действительно благородная миссия, и пару эту (при том, что со многим в оценках Виталия Третьякова я вряд ли соглашусь) мне хочется не развенчать, но дополнить. Ибо не только Величайшей трагедией (совершено очевидной) и Величайшим триумфом (довольно двусмысленным, но все же – и великая модернизация, и покорение космоса, и, конечно, Великая Победа) была Русская революция, но и Величайшим позорищем тоже. Более того, все величие ее растет из величайшего позора, самого плачевного крушения Великой Империи с ее знаменитой Триадой. Взгляните на это Самодержавие, расстреливающее народ с православными хоругвями в день Кровавого воскресенья, а затем отрекающееся от власти и страны из-за того, что в условиях военного времени в Петроградских пекарнях три дня ощущается недостаток свежих булочек; на это Православие, вначале освящающее расстрел народного Крестного хода к царю, а потом так же непринужденно отрекающееся и от самого «помазанника», с легким сердцем предавая его в руки «благоверного Временного правительства»; на эту Народность, наплевавшую и на царя, и на веру, и на империю, оголившую фронты и жадно бросившуюся «грабить награбленное»…

«Ах, если б знали, из какого сора…», – вот именно! Кто ж, как не русский, это знает? Этот экзистенциальный русский, что стоит, качаясь, на вечном перепутье, не зная, что делать ему в следующую минуту – поджечь ли деревню или уйти в монастырь? (И вероятней всего, подчиняясь порыву своей всечеловеческой души, сделает и то и другое.)

Великая революция стала Великим крушением, полным и всеобъемлющим, не только самого старого мира, но и всех его ценностей – государственных, нравственных, религиозных. «Требуется действительно похоронить отечество, честь, нравственность, право, патриотизм и прочих покойников, чтобы музыка согласилась помириться с миром… 9/10 России… уже не существует. Это был больной, давно гнивший; теперь он издох; но еще не похоронен; смердит…» (А. Блок, Дневники, 4 марта). Вот она, музыка! Упасть на самое дно колодца, увидеть свой гниющий труп, осознать этот последний мрак, заглянуть в глаза этой правде… Вот дыхание революции, сметающей все условности, срывающей все маски, открывающей истинное лицо народа, времени, человека, открывающей все его зло, всю страсть, всю жажду и всю правду... Уничтожить, отречься, отряхнуть пыль ничего уже не значащих слов, разбить эти камни, лишенные духа, что бы почуять, быть может, дыхание настоящей жизни… Ведь познать великое крушение – значит, познать самого себя. Остаться при этом в живых – значит, родиться заново. Ибо «то, что нас не убивает,  делает только сильней», как сказал один из пророков Революции. И лишь познавший великое крушение способен и на великое свершение…

«Великая история была выбрана (ниспослана) России когда-то давно, задолго до 1917 года. И отказаться от неё ни в 17-м, ни позже Россия не могла, не захотела или не сумела. Этим-то всё, в конечном итоге, и объясняется», – пишет Виталий Третьяков. Да, этим все и объясняется. И когда эта Великая история обернулась Великим крушением, тогда, с самого дна колодца, сквозь весь свой внутренний мрак увидела она ослепительную звезду и устремилась вслед. Со всей своей жертвенностью, терпением, экзистенциальностью, со всем своим адом внутри. Вслед великой Мечте, великой Утопии, с каждым шагом все страшнее, все безнадежнее, все пьянее от морей крови вокруг («море по колено, небо по плечо!»)…

Так, к вечным русским путям – путям разбойника и кающегося грешника – Русская революция прибавила еще один – Великое свершение. А ее увенчанная Гагариным модернизация стала апофеозом Мирового модерна, явлением столь же всечеловеческим как явления Рублева, Пушкина, Достоевского, Толстого – всех этих творцов Великой мечты. А русский народ, призванный своей Великой историей к Великому терпению и жертве («всю тебя, земля родная, в рабском виде царь небесный…»), захваченный новой невиданной еще Верой, познавал теперь и Великое дерзание. Треть народа была отдана в жертву Утопии. И это поистине великая Жертва, достойная изумления и требующая еще своего осознания.

2.

Конечно, Мечта эта – грандиозная мечта о всемирном братстве и счастье, причаститься которой сзывала «варварская лира» Русской революции, – была мечтой единиц. Большинство, как всегда и везде, вело: «взять все, да поделить». Но побеждало не большинство, не бандиты-большевики, побеждала Мечта. И что могли противопоставить ей белые генералы? Осточертевшего всем царя, осточертевшую империю? Они были обречены. И не потому, что против них были красные комиссары и красный террор, а потому, что это была новая, невиданная еще правда самой Жизни.

«Жизнь - безграмотна. Жизнь – правда (Правда). Оболганная…но она – Правда – и колет глаза, как газета «Правда» на всех углах… Жизнь не замажешь… вскрыть правду. Последние арийцы – мы…» (А. Блок, Дневники, 11 янв, 1918)

Великий Крестовый поход самой Жизни – вот что это было. Ибо «есть упоение в бою и бездны мрачной на краю», в котором только и может человек почуять дыхание Вечности. Не унылого консисторского «православия», задушенного в духовных канцеляриях, но самой Жизни, самого Бога!

Ибо только человек, увидевший глубины зла в себе, способен смотреть и на ослепительные вершины святости… Вот лишь в какой парадигме следует искать и разрешать достойную изумления загадку, тайну, чудо Русской революции. Эту музыку и слышал Александр Блок, когда писал:

О, старый мир! Пока ты не погиб, Пока томишься мукой сладкой, Остановись, премудрый, как Эдип Пред Сфинксом с древнею загадкой!

Россия – Сфинкс. Ликуя и скорбя,

И обливаясь чёрной кровью

Она глядит, глядит, глядит в тебя

И с ненавистью, и с любовью!…

Вот почему понятна мне его (и Виталия Третьякова) осанна Русской революции, этим двенадцати людоедам-детоубийцам и единственной светлой мысли «в белом венчике из роз» их ведущей… Их грядущей Эре милосердия, сквозь моря настоящей крови… Их готовности к великой Жертве ради великой Мечты, реявшей потом знаменем победы над Рейхстагом и увенчанной звездой Гагарина в небе Модерна… Этой безутешной Химере, пригрезившейся целому миру, увлекшей за собой сотни миллионов, утопившей полмира в крови и развеявшейся как дым, лишь только Мечта угасла…

3.

С 2017-м годом Виталий Третьяков связывает и «окончание Великой Гражданской войны»: «Надеюсь и прогнозирую, что 2017 год станет именно таким годом. И в столетний юбилей Великой революции, преодолев синдром Большого террора, исчерпав наши мыслительные и политические междоусобицы, мы завершим нашу Великую Гражданскую войну, воздав должное (но не путём судилища или истового восхваления) всем событиям и персонажам нашей Великой истории ХХ века».

Хотелось бы и мне верить в это пророчество и, наверное, оно осуществимо. Но – не само по себе. Как раз сегодня это и решается. И не 15 лет назад, когда все рушилось в новом грандиозном революционном хаосе, не 10 лет назад, когда Россия вновь оказалась на каменном дне своего колодца, а именно сегодня, когда она вновь встала на ноги, пришла в себя, вернула способность мыслить и сознавать, и снова стоит вечным витязем на распутье. И от того, что она выберет, и зависит то, где мы окажемся в 2017-м.

И, как всегда, главный ее выбор не между правым и левым, консервативным и либеральным, революционным и традиционным (и кто вразумительно объяснит сегодня, что такое наша традиция?), а между человечным и бесчеловечным. Со все той же вечной русской диалектикой: «Какой ты хочешь быть Россия, Россией Ксеркса иль Христа?».

И со всеми реальными шансами вместо подлинного народного единства получить реставрацию советско-византийской бюрократии, вместо христианского милосердия – клерикализм, вместо примирения и милости к падшим, растущих из осознания каждым своей вины в общей трагедии ХХ века, – очередную вселенскую спесь государственного, национального и «духовного» превозношения.

4.

Виталий Третьяков предлагает увековечить память трагического ХХ века России тремя грандиозными монументами: Участникам и Жертвам Гражданской войны (Белый генерал и Красный комиссар на едином постаменте), Жертвам Большого террора и памятником Великой революции: «Великой утопии, столкнувшейся с Великой реальностью». Этим третьим монументом должен, по его мысли, стать знаменитый проект Владимира Татлина – четырехсотметровая башня Третьего Интернационала, «памятник, который рождается только великими событиями и великим вдохновением… Памятник Великой русской революции во всей её понятной нам сегодня простоте-сложности… Великой русской истории ХХ века – грандиозной, романтической, трагической, утопической, реальной, новаторской, национальной и интернациональной одновременно... Даже дух захватывает, когда представляешь, что он вознесся над Москвой, увековечив то, чем мы и наши потомки должны гордиться, пусть и с печалью в душе!»

Честно говоря, не знаю, должна ли увенчать духовную трагедию ХХ века еще и эта (безусловно, гениальная) вавилонская башня великого Модерна, этот величественный надгробный, воздвигнутый на сотнях миллионов гниющих костей, памятник гордого духа, устремленный к Мечте… Будет ли у меня захватывать дух при виде ее? Не знаю… Но наверняка будет чудиться нечто зловещее в ее покрывающей город тени (не дежа вю ли это Черного знамени так и неосуществленного «Обелиска» на Поклонной горе?)…

Не уверен я и в том, что прошедшая эпоха должна дать нашим потомкам лишь повод «гордиться, пусть и с печалью в душе». Наверное, она заслуживает большего. Обидно, если ХХ век останется в нашей истории лишь очередным поводом для национального превозношения или позора. Да никакого примирения в таком масштабе и не возможно. Национальные рамки слишком узки для этой трагедии, подлинное величие которой, быть может, именно в том, что нет в ней ничего узконационального, нет «национализма» вообще. Все вершины и пропасти Русской революции столь же всечеловечны, интернациональны, всемирны, как сама мысль России.

И может быть, главным монументом ХХ веку должен стать все же не памятник национальной Трагедии и Триумфу, и даже не печали с гордостью, а всеочищающей Скорби и Надежде: Великой как солнце Мечте, двум, предавшим и убившим друг друга братьям и Вечному гранитному (четырехсотметровому, почему бы и нет?) Кресту над ними…

16.11.2007
Владимир Можегов

Версия для печати
Обсудить

Экспресс-аналитика

Перейти
27.12.2007
С наступающим Новым годом всех наших читателей!

26.12.2007
Отложенный бойкот. Немцов снялся с выборов

26.12.2007
Правосудие превыше доказательств. В Молдавии оправдали убийцу корреспондента НТВ Ильи Зимина

25.12.2007
Русский народный Интернет. В Сети могут появиться домены на национальных языках, в том числе зона «.рф»

25.12.2007
Обезьянник для оппозиции. Дочь Шендеровича выпустили до суда, но могут посадить на 15 суток

24.12.2007
Заколдованный банк? Погиб второй за месяц топ-менеджер ВТБ

21.12.2007
Домой с чистой совестью. На праздниках в Швейцарии бесплатно развозят по домам выпивших граждан

21.12.2007
Еще больше единой Европы. Шенген расширился на 9 стран сразу

21.12.2007
Большая газовая дружба. Россия, Казахстан и Туркмения подписали соглашение о Прикаспийском газопроводе

20.12.2007
Президентом Южной Кореи станет кандидат от оппозиции. Его выбрали за экономические лозунги


Реплики

Перейти
26.12.2007   
Лучше стать канадцами, чем бразильцами
Своевременный вывод экспертов
Сергей Шелин

25.12.2007   
Я на Я пошел войною
Лидер "Яблока" вырастил себе достойного клона
Юрий Аммосов

21.12.2007   
Еще один год большого перехода
Продолжение эпохи или ее финал?
Сергей Григоровский

18.12.2007   
Агитпроп для Уолл-стрита
Чему их учат о России
Сергей Шелин

13.12.2007   
Новейшее российское волеизъявление
Итоги думских выборов
Петр Ильинский

11.12.2007   
Так побеждают инфляцию
Оптимизм чиновников сильнее экономики?
Сергей Шелин

10.12.2007   
Черные дни Черного континента
Саммит в Лиссабоне закончился провалом
Максим Артемьев


  Архив суждений
 

Экспресс-аналитика

Перейти
27.12.2007
С наступающим Новым годом всех наших читателей!

26.12.2007
Отложенный бойкот. Немцов снялся с выборов

26.12.2007
Правосудие превыше доказательств. В Молдавии оправдали убийцу корреспондента НТВ Ильи Зимина

25.12.2007
Русский народный Интернет. В Сети могут появиться домены на национальных языках, в том числе зона «.рф»

25.12.2007
Обезьянник для оппозиции. Дочь Шендеровича выпустили до суда, но могут посадить на 15 суток

24.12.2007
Заколдованный банк? Погиб второй за месяц топ-менеджер ВТБ

21.12.2007
Домой с чистой совестью. На праздниках в Швейцарии бесплатно развозят по домам выпивших граждан

21.12.2007
Еще больше единой Европы. Шенген расширился на 9 стран сразу

21.12.2007
Большая газовая дружба. Россия, Казахстан и Туркмения подписали соглашение о Прикаспийском газопроводе

20.12.2007
Президентом Южной Кореи станет кандидат от оппозиции. Его выбрали за экономические лозунги

20.12.2007
Стабильность без бойскаутов. Time выбрал Путина человеком года

19.12.2007
Главное – не победа, а участие. ЦИК собирает заявки на участие в президентских выборах

19.12.2007
Таинственные подозреваемые. Российские силовики, возможно, раскрыли два теракта

18.12.2007
Немного повоевать. Турция ввела 300 солдат на территорию Ирака

18.12.2007
Без аннексии полномочий. Путин пойдет в премьеры при президенте Медведеве

17.12.2007
Останется только один. В Киргизии, как и в Казахстане, может получиться однопартийный парламент

17.12.2007
Палец на кнопке. Система ПРО может спровоцировать Россию на ядерный удар

14.12.2007
Кошка Баскервилей. Корейцы вывели котят, которые светятся в ультрафиолете

14.12.2007
Жизнь бьет ключом. Российская власть продолжает аппаратную борьбу

14.12.2007
Они написали убийство. Американские политологи считают, что «Коммерсант» исказил их доклад о возможной гибели Путина

13.12.2007
Где оскорбленному есть чувству уголок. Каспаров не пойдет в президенты, потому что не нашел в Москве зала, чтобы провести собрание

13.12.2007
Английский язык, подпольно. Россия закрывает отделения Британского совета в регионах

12.12.2007
Мясной мир. Россия снимает запрет на ввоз животноводческой продукции из Польши

12.12.2007
Первый подход к снаряду. Тимошенко не утвердили премьером

11.12.2007
Арматура – оружие молодежи. В Волоколамске избили 40 корейских гастарбайтеров

11.12.2007
Признать – не признать? В Европе готовы поддержать независимость Косово, Россия предостерегает против этого

10.12.2007
Преемник – Медведев. Его выдвинули четыре партии и поддержал Путин

10.12.2007
Росприроднадзор закрыл бумажную фабрику на Байкале. Но не всю, и только на 5 суток

10.12.2007
Транспортные риски. На юге России опять взорвали рейсовый автобус, двое погибших


Суждения

Перейти
26.12.2007
Крестовый поход из гетто
Русская церковь в уходящем году
Владимир Можегов
21.12.2007
Всемирный банк поставил Россию на место
С которого не так просто сойти
Сергей Шелин
18.12.2007
Ожидаемая неожиданность
Все было объявлено заранее, только этого не хотели замечать
Петр Ильинский
14.12.2007
Что может быть после марта-2008
Границы нового курса
Сергей Шелин
11.12.2007
Exit
Поколение бэби-бумеров состарилось
Юрий Аммосов
07.12.2007
Гидра сепаратизма
Признавать ли России Абхазию и Южную Осетию
Дмитрий Нерсесов
03.12.2007
Дети подземелья, или Плоды просвещения
Ваххабиты из деревни Погановка выращены Церковью
Владимир Можегов
30.11.2007
Возвращение к гражданской войне
В ответ на суждение Петра Ильинского
Сергей Шелин
26.11.2007
Память о гражданской войне
Чтить жертвы важнее, чем помнить расстрельщиков
Петр Ильинский
23.11.2007
Мавр сделал свое дело
Предвыборные перспективы Саакашвили
Дмитрий Нерсесов
20.11.2007
Советизация нашей экономики
Непризнание проблем как способ их усугубления
Сергей Шелин
16.11.2007
1917-2017. Эпоха великой Скорби
Как примирить триумф и трагедию русской революции?
Владимир Можегов
12.11.2007
Потрясения в информационном поле
Мировые СМИ и чрезвычайное положение
Петр Ильинский
Все суждения Перейти
 
Потребности    Арабески    Карта сайта    О проекте    Авторы    GlobalRus.ru © 2002–2007 дополнительно Кнопка Рамблера