Девятилетний хозяйственный подъем породил у нас слухи о том, что живем уже почти как европейцы. Если не все, значит, каждый второй. Ну, не второй, так хоть третий. То, что эти слухи сильно преувеличены, видишь, читая исследование Фонда «Общественное мнение» под названием «Распространение современных практик среди населения России».
«Современные практики» – это, по идее, все, что практикует человек современного типа в обыденной своей жизни – от взятия банковского кредита и пользования интернетом, до поездок за границу и повышения квалификации.
Уже третий год подряд ФОМ опрашивает россиян по 17 позициям, среди которых не только, так сказать, «новые современные практики» (пользование мобильником, компьютером и пластиковой картой), но и «старые современные практики» – такие, которые давно известны в просвещенном мире, да и у нас дома, но как-то припозднились с проникновением в массы, например, вождение автомобиля или пользование услугами няни или помощницы по хозяйству.
Портрет современного человека, как он видится ФОМу, таков. Это гражданин (или гражданка), который(ая), поручив ребенка няне, садится в автомобиль, купленный в кредит, и едет на работу, чтобы сесть за компьютер; вечером он (она) совершенствует здоровье и красоту в спортклубе или фитнес-центре, а вернувшись домой, заказывает через интернет номер в заграничном отеле, поскольку собирается в отпуск.
Некоторые эксперты дополнительно обогащают этот образ еще несколькими красками: продвинутый гражданин должен более или менее регулярно бывать в кафе и ресторанах, иногда переезжать из города в город ради более заманчивой работы и т.д. Недостающее каждый может домыслить.
Итак, много ли у нас людей, обладающих не всеми, конечно, но хотя бы половиной признаков продвинутости? И быстро ли растет их число?
Ответы, вытекающие из опросов ФОМа, таковы. Людей этих куда меньше, чем может показаться, когда глядишь из столиц. Да и в столицах они в меньшинстве. И число их растет, пожалуй, помедленнее, чем увеличиваются средние доходы.
Если смотреть в целом по России, то подлинно народной из «новых современных практик» стало лишь пользование мобильным телефоном (69% опрошенных – почти вдвое больше, чем два с половиной года назад).
Не стали всеобщими, но довольно широко распространились и такие «современные практики», как: покупка товаров в кредит (хотя бы иногда) – 28%, пользование компьютером (тоже хоть иногда) – 24%, вождение автомобиля – 22%, пользование интернетом – 15%.
Надо добавить, что из всего перечисленного только автомашина приближается к тому, чтобы стать предметом общего пользования. Причем только среди мужчин: 39% из них водят машину. Зато среди женщин – всего 7%. Такова патриархальность нашей жизни.
Еще нагляднее эту патриархальность делает то обстоятельство, что все остальные «практики» набрали меньше 10% каждая, т.е. никоим образом не стали народными. И, судя по темпам роста, в ближайшее время не станут. Скажем, за последние два-три года повышали свою квалификацию – всего 8% опрошенных, ездили за границу – 6%, летали самолетами – 6%, занимались в спортклубе – 5%.
А ведь это именно такие вещи, которые вплотную связаны и с состоянием дел, и с состоянием умов. Тому, кто не обновляет регулярно свою квалификацию, не получить место в современном секторе экономики. Кто не бывает за границей, у того совершенно другая картина мира, чем у того, кто бывает.
Притом, если число ездящих за границу хотя бы растет (в 2005-м таковых было и вовсе 4%), то доля повышающих квалификацию даже снижается (в 2005-м их было 11%).
Таково, значит, качество нашего хозяйственного бума: денег у людей все больше (поэтому и больше ездят), а достаются эти деньги все легче (поэтому стимулов совершенствовать свои умения убавляется). И когда бум, как всякий бум, закончится, наши «полупродвинутые» (накупившие товаров, залезшие в долги, набравшие кредитов, но не повысившие квалификацию) окажутся в первых рядах потерпевших и мгновенно сменят нынешнее свое благодушие на праведный гнев.
Подозреваю, этот наш недоделанный средний класс преподнесет немало сюрпризов на самых разных участках жизни. Но коль скоро он худо-бедно растет и усваивает современные стандарты, то где искать этих усвоивших – среди молодых, среди зажиточных, среди жителей крупных городов?
Ни в одной из этих групп современные стандарты не овладели большинством.
Верхняя треть из тех, кто ответил на вопросы о своих доходах, увлекается кредитами, автомобилем и компьютером, но и тут эти увлечения далеко не всеобщие – охваченность ими в диапазоне от 30 до 40%. Зажиточные чаще, чем среднестатистические россияне, ездят за границу (13%) и повышают квалификацию (12%), но абсолютные цифры по этим позициям довольно-таки скромны и у них. Так что сам по себе новообретенный достаток особой продвинутости не гарантирует.
Лишь частично гарантирует ее и молодость. Те, кому от 18 до 35 лет, конечно, чаще среднего пользуются интернетом (31%), водят машину (30%) и берут в банке кредиты (26%). Но, как видим, и в этой группе большинство не пользуется, не водит и не берет. И заграница для подавляющего большинства молодых людей – это абстракция (всего 9% из них сообщили, что бывали за рубежом в последние два-три года).
В сущности, только одна из внушительных групп сограждан недалека от евростандарта. Как легко догадаться, это обитатели столицы.
С компьютером работает 51% москвичей, в интернет заходят – 46%, водят машину – 32%. Тут можно говорить не просто о большей продвинутости по отдельно взятым позициям, но и о другой житейской логике, более похожей на западную. Спортивные товары здесь приобретают 26% опрошенных (среднероссийский уровень – 10%), спортклубы и фитнес-центры посещают 13% – тоже в два с половиной раза чаще среднего.
Столичные жители в меру пользуются банковскими кредитами (19%), но зато чаще других повышают квалификацию (15%). Получается, что москвич-середняк не только аккуратнее с долгами и профессионально грамотнее середняка-россиянина, но он еще и увеличивает разрыв. И осведомленность о внешнем мире здесь другая. Поездки за рубеж для столичных жителей не исключение, хотя еще и не правило – 26% опрошенных москвичей сообщили, что хоть раз были за границей в последние два-три года.
Московский мидл-класс приближается, во-первых, к европейским стандартам продвинутости, а во-вторых, пожалуй, и к тому, чтобы сделаться у себя в городе большинством. Если повезет, это произойдет уже через несколько лет.
Ни у одного другого большого города (за исключением, возможно, Петербурга) и ни у одной другой крупной группы россиян такой перспективы нет. «Людям современного типа» долго еще оставаться в меньшинстве.
Но главное даже не это, а то, что их «продвинутость» и «современность» являются и долго еще будут неполными, и притом по-разному неполными, в разных слоях народа и на разных концах страны.
Не отсутствие «продвинутости», а эта ее неполнота, неоднородность, неравномерность – как раз и станет пружиной главных приключений российской жизни на ближайшее поколение. Впрочем, так уже не раз было.