Похоже, новый французский президент Николя Саркози из тех политиков, кто стремится создавать новую реальность. В этом смысле его можно было бы сравнить с Владимиром Путиным (что, кстати, уже сделано: недавно во французской прессе проскочило словечко «Саркопутин»): оба они преисполнены энергии и решимости «встряхнуть» свои государства, придать динамизма экономике, побудить граждан к активности, а также вывести свои страны на новые рубежи в международных делах. И для одного, и для другого вызов времени расшифровывается как «конкурентоспособность». Обоим досталось наследство, которое никак не отвечает этому лозунгу, и оба оказались перед необходимостью принятия быстрых, масштабных, кардинальных решений, работы в режиме «штурма», когда наступление развивается молниеносно, идет захват новых и новых «плацдармов» по заранее подготовленному и выверенному плану.
Вспомните, как действовал Путин в самом начале своего президентства: реформа Совфеда, введение федеральных округов с представителями президента во главе, обуздание губернаторской вольницы параллельно с «равноудалением» олигархов, атака на «Мост» и т.п. В схожем стиле действует и Саркози: не дав никому опомниться после выборов, он созывает внеочередную сессию парламента и проводит через нее ряд законов, призванных решительно изменить социально-экономическую реальность Франции.
Путин перевел отношения в СНГ на прагматическую основу, отказав соседям в предоставлении как бы «традиционных», но необоснованных преференций, убрав элемент «автоматизма дружбы» бывших братских государств. Саркози пришел к власти с лозунгом «экономического эгоизма», за которым явно проглядывается намерение уйти от столь же «автоматических», «традиционных» и зачастую весьма обременительных для Франции «особых» отношений с партнерами по ЕС, прежде всего, с Германией. Он разделил сферы ответственности Парижа и Берлина в аэрокосмическом концерне EADS, добился назначения своего человека руководителем в МВФ (без каких-либо консультаций с ФРГ). От нового французского лидера вполне можно ожидать дальнейших шагов по «прагматизации» европейской политики Парижа.
Таким образом, Саркози подает заявку не только на созидание новой Франции, но и новой Европы. Это очень важно и существенно для России, поскольку несет с собой как большие риски, так и интересные перспективы. И сравнение Саркози с Путиным может оказаться небесполезным, особенно если учитывать, что Путин начал свои реформы 7 лет назад, и на их примере что-то можно предвидеть в поведении Саркози.
Что такое новая Франция a-la Саркози? Это – экономически более мощное, динамичное государство, которое не «растворено» в ЕС и не играет роль «естественного» союзника (а, скорее, все более и более придатка) Германии. Чтобы сделать Францию такой, Саркопутин, во-первых, отказывается от социалистических моделей внутреннего устройства и переводит страну на либеральные основы функционирования. Это наверняка породит ответную реакцию со стороны общества (французы крайне избалованы своей системой социальных гарантий – ничуть не меньше, чем были советские люди). Уже осенью, когда закончатся отпуска, во Франции ожидают волну протестов и демонстраций. Памятуя крутость, проявленную Саркози-министром внутренних дел при подавлении беспорядков в прошлом, можно предположить, что и тут он миндальничать не будет.
Вместе с тем, проходить через затяжной период уличных беспорядков (устраивать которые французы очень любят) новому лидеру не с руки: темп реформ сбавлять нельзя. Поэтому вполне вероятно, что общественное недовольство отчасти будут гасить скандалами, разоблачениями, раскрытием коррупционных грехов предыдущей администрации. Это было бы естественно, поскольку новый курс явно не отвечает интересам старых элит, сложившихся в предыдущие десятилетия, а значит, Саркози предстоит столкнуться не только с «улицей», но и внутриэлитной фрондой. Он уже готовится к борьбе: по новому законодательству сокращению подлежит несколько десятков тысяч чиновников (это в стране, где, по официальным правительственным данным, чиновниками являются почти четверть (!) экономически активного населения).
Надо сказать, что атака на «старую» элиту начата довольно давно: под ее напором пал считавшийся наиболее вероятным и сильным противником Саркози бывший мэр Бордо Жюппэ. Обвинения не сняты и против бывшего президента Ширака. Теперь, когда к власти пришли представители молодого поколения, не связанные с историческим становлением и развитием 5-й Республики, основанной де Голлем, процесс «зачистки» политико-административного пространства наверняка будет ускорен. В июле Саркози презентовал проект «Комитета по структурным реформам», который должен будет заняться разработкой рекомендаций в сфере совершенствования функционирования политической и правовой систем страны (чем не Госсовет). В перспективе все это может привести к возникновению «5-й с половиной» или даже «6-й» Республики (процесс, схожий с путинской «деельцинизацией»).
По сути, дело может дойти до довольно глубокого раскола во французской элите, и России надо бы быть к этому готовой: те, кто сегодня может быть «отвергнут», представляют собой крайне влиятельную силу, которая не преминет попытаться взять реванш через 5 лет. Получится ли это или нет – не так важно. Но нужно уяснить, что по мере созидания «новой Франции» возникнут «две Франции», с каждой из которых Россия должна установить диалог – хотя бы для того, чтобы быть в курсе событий, если не влиять на них.
Это тем более важно, что «старая Франция» традиционно ориентирована на тесный союз с Германией. Для России ось Москва-Берлин-Париж могла стать (чуть было не стала) одной из основ европейской политики. Сейчас уже достаточно ясно, что при Саркози данный проект не имеет перспектив для реализации, но максимально возможное содействие сохранению его духа, а также его главной несущей конструкции – франко-германского союза (о котором договорились в свое время Ширак и Шредер) – в интересах России.
Вместе с тем питать иллюзии по этому поводу не следует. Саркози, похоже, решил избавиться от тяготящей его германской «опеки», равно как и от излишней «коллективизации» внешней политики в рамках ЕС. Своим ведущим партнером на мировой арене он, по-видимому, избрал не Германию и не кого-то из еврососедей, а США. Только что он провел там отпуск и побывал у семейства Бушей в Кеннебанкпорте. А уже в сентябре ему предстоит официальный визит в Вашингтон.
В этой ситуации уже ФРГ оказывается перед необходимостью искать себе союзников. И представляется, что Россия совершит огромную ошибку, если не приложит все усилия для максимального укрепления отношений с Германией.
Ориентация Саркози на США свидетельствует о его желании вывести Францию на новые «стратегические просторы». В прессе уже заговорили о том, что Париж вот-вот сменит Лондон в качестве ближайшего союзника США, что совершенно не исключено: отойдя от Германии, французам просто необходимо к кому-то «прислониться», и выбор, сделанный в пользу Америки, говорит о размахе задумок Саркози. В связи с этим не придется удивляться, например, проявлению намерений Франции подключиться к программам создания глобальной системы ПРО. Конечно, у французов нет РЛС в Габалы, но у них сильная авиакосмическая, военная, электронная промышленность, космодром и куча заморских территорий по всему миру… Это выглядело бы вполне в духе Саркози, тем более, что, помимо прочего, это дало бы мощный импульс дальнейшему развитию высокотехнологичных отраслей экономики и помогло бы французам «догнать и перегнать» в этой области Германию, о чем они давно мечтают.
Вероятной выглядит и схема, в рамках которой Париж наладил бы тесное сотрудничество с американцами с деле «борьбы с терроризмом» и укрепления стабильности в Африке. Известно, что США приступили к практической фазе создания Африканского командования; Саркози же заявил о стремлении усилить французское влияние на континенте. Зная, что в одиночку контролировать ситуацию им там не под силу, французы могут пойти на «совместное базирование» с США в регионе, богатом необходимым сырьем. Это напоминало бы согласие России на открытие американских баз в Средней Азии, тем более что и в Африке одним из основных игроков становится Китай. Саркози даже некий аналог ШОС предлагает: Средиземноморский союз, который объединил бы – по инициативе и при (моральном) лидерстве Франции – государства региона, способствовал бы их стабильности, безопасности и демократизации, а также партнерствовал бы с ЕС.
Учитывая явное намерение Франции подтвердить, «обновить» и укрепить свой статус глобальной державы, России следует интенсифицировать стратегический диалог с Парижем, не оставляя французов один на один с американцами. Иначе мы можем повторить ошибку, допущенную в отношении России самой Францией, которая проигнорировала открывающиеся возможности и сильно проиграла Германии, а затем и Италии. Новая Франция, Франция Саркози, в целом, возможно, не столь удобный и привычный партнер, как Франция Ширака, иногда даже опасный, но она может оказаться более понятной.