«Карты розданы, можно начинать игру», - сказал президент Путин после беседы со своим коллегой Бушем. Что же это за игра такая, к которой приступили лидеры крупнейших ядерных держав? Над этим стоит поломать голову, поскольку игра эта стратегическая и, скорее всего, рассчитана на долгий срок, далеко выходящий за временные рамки полномочий нынешних президентов РФ и США.
Начать надо с того, что, конечно же, решение американцев разместить третий позиционный район ПРО в Польше и Чехии не было для заинтересованных сторон неожиданностью.
То, что США будут создавать глобальную систему национальной (это очень важно) противоракетной обороны (НПРО) несмотря ни на что, стало ясно в момент их выхода из Договора по ПРО. Точно так же было совершенно очевидно, что элементы этой системы неизбежно будут размещены в Европе: без этого система просто не будет глобальной. И совсем не нужно было быть провидцем, чтобы догадаться: именно в «Новой Европе», то есть в бывших соцстранах, Вашингтон встретит минимум проблем при решении этой задачи. «Старые» натовские страны вряд ли позволили бы американцам размещать на своих территориях стратегическое оружие, все-таки там еще помнят кризис вокруг «евроракет», разразившийся в 80-х годах прошлого века. Таким образом, можно быть уверенным: все, кому полагается, знали о планах администрации Буша. А значит, могли готовиться к использованию изменившейся ситуации.
Дело в том, что непреклонная решимость США добиться своего несла (и несет) в себе один изъян: американцы ради достижения своих целей вынуждены идти на уступки, чем-то жертвовать. В такой ситуации задача тех, кто намерен с ними торговаться (в данном случае, Россия президента Путина), заключается в том, чтобы вовремя сформулировать предложения, от которых Вашингтон вынужден будет отказаться, и увязать с ними ту цену, ту самую «жертву», которой США купят свободу рук в главном для них деле.
Таким предложением стала идея о возможности совместного использования российских РЛС в Габале и Армавире, которая, кстати, тоже не имеет ничего «неожиданного». Надо понимать, что речь идет об очень серьезных вещах, о вопросах глобальной стратегической стабильности. Эта сфера не терпит ни малейших сюрпризов, какими бы «хорошими» они ни были. И наверняка, прежде чем обнародовать свое предложение, Кремль провел необходимые консультации с американскими и натовскими специалистами. И наверняка уже понял, каков будет ответ. А зная ответ партнера заранее, можно действительно вести игру.
В чем суть предложений Путина Бушу? В том, чтобы, во-первых, Америка отказалась от создания третьего позиционного района системы НПРО; во-вторых, согласилась вместо этого совместно использовать соответствующие российские объекты. Но самое главное все-таки не в этом. Самое главное – это фактический вывод системы ПРО из единоличного контроля США и предание ей международного характера с участием НАТО и России. Ясно, что именно это абсолютно неприемлемо для Вашингтона, ведь его стратегическая цель – исключительно национальная система ПРО. И за то, чтобы сохранить такой ее характер, Буш и любой его преемник будут готовы почти на все.
Путин, прекрасно понимая особую чувствительность американцев в этом вопросе, не стесняясь, давит на него. Он откровенно призывает европейцев разделить возможности, открываемые российской инициативой: и политические, и военно-стратегические, и экономические. Более того, он чуть ли не угрожает. Вот что он сказал в Кеннебанкпорте: «Даже непосвященным людям понятно: если в области такой стратегической безопасности страны не принимают участия, то тогда соответствующая роль им будет отводиться и в политике, и, в конечном итоге, в экономике. В конечном счете, я думаю, что заинтересованные партнеры в Европе, конечно, найдутся».
И партнеры, действительно, находятся. В Европе немало правительств и политиков, которые искренне озабочены и обижены американскими односторонними действиями. Они тоже хотят участвовать в обеспечении безопасности своего континента, а значит, давление на Америку будет расти.
Но можно ли представить себе, чтобы Вашингтон уступил этому давлению? Полагаю, что ни при нынешней администрации, ни при ее преемнице это невозможно. Сегодня уже ясно, что основной задачей будущих хозяев Белого дома станет выход США из Ирака и нейтрализация неизбежных потерь в результате этого. Грядущее отступление (а только так может быть воспринято завершение иракской эпопеи) сделает невозможной капитуляцию перед европейскими и российскими требованиями по ПРО: двойное унижение недопустимо. С другой стороны, неослабевающая напряженность на Ближнем Востоке даст великолепный шанс оправдать планы по размещению элементов ПРО в Европе.
Иными словами, то давление, которое оказывается на США в вопросе об «интернационализации» ПРО, работает только на ужесточение американской позиции. Собственно, это уже видно невооруженным взглядом: не прошло и недели после «сенсационных» заявлений Путина, как официальный Вашингтон поспешил неоднократно отвергнуть их.
Но зачем все это нужно Кремлю? Зачем он добивался – и добился – жесткой фиксации американской позиции? Ответ можно найти в самой формуле, выдвинутой Путиным: либо совместное использование российских РЛС, но при отказе от Польши и Чехии, - либо… А что «либо»? Если продолжить фразу и заглянуть в это «либо», то получится: создание российской системы региональной ПРО на юге РФ (о чем, кстати, упомянул Буш). А что это такое? А это равнозначно объявлению Закавказья позиционным районом российской системы ПРО, то есть, исключительной российской зоной безопасности. Если Америка отказывается от совместной работы в регионе – тогда туда вообще никого не пустят. В конце концов, мы ведь не раз говорили, что именно мы, Россия, подвергаемся наиболее сильной ракетной угрозе с южного направления. И отвергая наше предложение, вы не оставляете нам иного выбора, как самим позаботиться о своей безопасности. Мы создадим необходимую инфраструктуру; но ведь и ее тоже нужно защищать…
Одним словом, раз вам так дороги Чехия и Польша, валяйте, но уж тогда не обессудьте: о планах в Закавказье вам придется забыть. Там будут наши Польша и Чехия.
Более того, если вспомнить еще и о том, что говорил Путин о возможностях морского базирования противоракет, то можно увидеть и явный намек на решимость качественного развития и усиления Черноморского флота РФ. Решение о строительстве новой базы в Новороссийске никто не отменял. И получается, что упрямство США открывает перед Россией и новые черноморские перспективы: нет сомнения, что тут она намерена иметь абсолютное военное преимущество. Но ведь то же можно сказать и о Каспии.
Добавьте к этому списку еще и заявления Москвы о готовности «рассмотреть вопрос» размещения ракетных комплексов «Искандер» в Калиниградской области, предшествовавшие им разговоры о неудовлетворенности России ходом реализации Договора об обычных вооружениях и вооруженных силах в Европе - и вы получите примерную картину той самой игры, которой заняты сейчас великие державы. Очевидно, что Россия стремится в ее ходе «отыграть» значительную часть того, что было потеряно после распада СССР. И шансы на это у нее есть.