GlobalRus.ru | Ежедневный информационно-аналитический журнал.
 
 
 
     Потребности     
     Арабески     
 Форум 
     Государственный Клуб     

Наследники и наследие

Операция "Преемник" при Петре Великом

Много лет назад автор получил в подарок от заботливых петербургских родственников набор цветных открыток исторического свойства. Как ни удивительно, продукты дышавшего на ладан государственного агитпропа норовили по мере сил почтить 300-летие Петра Великого (его тогда полагалось именовать Петром Первым). Тщательно ознакомившись с картинками и сопутствовавшими им изобильными комментариями, юный отпрыск (автор просит прощения за излишнюю сентиментальность по отношению к собственной персоне, не должную приличествовать объективному хроникёру) почему-то подумал: «А ведь теперь можно будет 50 лет с лишком подряд праздновать разнообразные петровские свершения!» Возможно, на появление этой мысли повлияла обстановка непрекращающихся юбилеев, в которой проходило детство позднеимперских школьников. Но в отличие от недорослей иных эпох наш герой оказался прав. Оправдать его предвидение может лишь то, что он, конечно же, и вообразить не мог, в какой исторической атмосфере данные празднования будут проходить.

Юбилей одного из наиболее значимых событий петровского царствования – первого в истории выезда русского царя в Европу (1697 г.) и параллельной ему отправки за границу большого количества дворянских недорослей, среди которых вовсе не случайно оказался вынужденный доказывать свою верность монарху 52-летний Пётр Толстой – прошел 10 лет назад почти незаметно. В России вышло максимум 1-2 научные монографии, на Западе – несколько больше (как обычно – западные гуманитарии, особенно если отрешиться от политики, любят все русское больше, чем мы сами). Впрочем, иначе и быть не могло. Кому тогда на нашей родине был нужен, выразимся в стиле нынешней эпохи, петровский дискурс?

Время, как обычно, прошло – и не так давно появилось несколько интересных материалов на этот счет, в том числе статья Ю. Колкера о первом путешествии графа П.А. Толстого в Европу. О посещении Италии не просто одним из первых русских западников (тогда и термина такого не было), сколько представителем первого поколения образованных и зрелых русских интеллигентов,  людей старой Руси (Толстой родился еще при Михаиле Романове) и самой что ни на есть исконно-православной закалки, увидевших западный мир «в полный рост», достаточно им удивленных, но никогда не считавших его «порождением дьявола», в отличие от ряда нынешних полуобразованцев. Тому событию как раз исполнилось ровным счетом 310 лет. Получился в некотором смысле тоже юбилей, необычный, но потому особенно русский.

Трудно устоять перед не менее странной (и страшной) годовщиной и не вспомнить о событии, которому, во-первых, скоро будет как раз 290 лет (сложить 310 и 290, да разделить на два – получится вполне приличная и по всем параметрам почтенная годовщина), а во-вторых, напрямую связанному с тем же графом Толстым. В-третьих же, если кому-нибудь претят беседы на отвлеченные, не связанные со злободневностью темы, то данная 290-летняя оказия напрямую протягивает руку главному вопросу нынешней России. Речь идет о деле царевича Алексея. Или, говоря иначе, о предмете престолонаследия.

Как известно, величайший правитель России в этом вопросе потерпел полное поражение, обернувшееся, однако, достаточно полной, просим прощения за повтор, победой. И если история вообще имеет хоть какое-нибудь значение для надменных потомков, если изучение Фукидида и Саллюстия может направить высоколобых и умеющих пользоваться сотовыми телефонами людей на относительно верный путь, мы обязаны напомнить о втором путешествии графа Толстого в прекрасную Италию. О том, как он, в конце концов, доехал до города Бари и в компании арестованного наследника престола все-таки поклонился мощам Николая Мирликийского (малоазиатского грека – и одного из наиболее чтимых русских святых), подобно нынешним членам российского кабинета министров (не было ли и среди них какого-нибудь наследника?).

Итак, Петр Великий своего сына не любил. И, более того, сыном – в смысле не биологическом, но политическом, что во все времена для властителей государства было много важнее – не почитал. Проблема тяжелая, не то чтобы родившаяся в России образца 2007 г. И иные, более цивилизованные европейские государи с такой оказией ничего поделать не могли. Величайший современник Петра, Людовик XIV, благополучно пережил своего не сильно приспособленного к имперской ноше сына, отправил внука, столь же не приспособленного к государственным делам, на престол сопредельной страны, и умер, мягко говоря, не будучи уверен в политических талантах наследовавшего ему пятилетнего правнука (действительно, правнук оказался развратником и бездельником par excellence, а в итоге чуть ли не главным виновником Французской революции, к тому же удачливо умершим заранее – голову отрубали уже его сыну).

Петру, будем честны, как бы нам ни хотелось сделать родную историю прекраснее и радостнее иноземной, было еще хуже Людовика.  Ведь за семь лет до своей смерти он казнил собственного сына, решив, что последний, во-первых, не способен к правлению Россией, а во-вторых, что он поведет её в направлении, обратном желаниям Преобразователя. В этих, просим прощения за древнегреческий термин, драматических перипетиях чуть ли не главную роль сыграл прадед автора «Войны и мира».

Напомним, что несчастный царевич сбежал из Петербурга осенью 1716 г., а весь 1717 г. провел в австрийских пределах, где его в сентябрьском Неаполе догнал посланный царем Толстой. Наследник, сдавшись под градом посулов и угроз, вернулся на российскую территорию в январе 1718 г., отрекся от престола в феврале, после чего был обвинен в государственной измене, неоднократно допрошен «с пристрастием», а в июне приговорен к смертной казни, через два дня после чего скончался при неясных обстоятельствах, скорее всего, из-за последствий зверских пыток, но, возможно, и после приведения приговора в исполнение.

В трагедии Алексея можно увидеть множество никуда не девшихся российских социо-культурных парадигм. Человек средних способностей, но вовсе не предатель и не заговорщик, царевич оказался попросту раздавлен своим страшным отцом, стал чуть ли не первой общеизвестной жертвой обреченного столкновения среднего человека с империей, навечно заостренного Пушкиным: «Вскипела кровь. Он мрачен стал // Пред горделивым истуканом… И вдруг стремглав // Бежать пустился».

Можно поговорить и на тему вечного западного предательства российских беглецов и диссидентов. Если их даже защищали – то не ради России. Обобщая тысячи горьких судеб, стоит напомнить о полной обреченности попыток изменить родину с помощью иностранного вмешательства. Как бы ни были хороши твои намерения – иноземец всегда в первую очередь блюдет свои интересы, особенно иноземец, находящийся на государственной службе. Теперь и тогда. Уж как Алексей мог оказаться полезен австрийскому двору, да и большая была тогда страна Австрия. Нет ведь, и спрятать беднягу не сумели – продали секретное местоположение за полновесные русские деньги и даже не вполне соблюли антураж возвращения беглеца на родину «по собственной воле» – загнанный царевич давал австрийским официальным лицам подобные заверения не один на один, а исключительно в присутствии своих конвоиров, Толстого и Румянцева (тоже – основателя знаменитой семьи). Realpolitik – страшная вещь.

Что было затем, известно: «Пытает царь царевича – и кровь // Засеченного льет по кнутовищу». Казалось, хуже некуда. Но нет, узел завязался еще крепче. Меньше, чем через год после гибели Алексея, Петра постигла еще одна трагедия – умер его малолетний сын от Екатерины I, Петр Петрович. Вряд ли император не воспринял это как Господне наказание, но это нас сейчас не интересует. Главное – у России опять не оказалось наследника. И тут Петр  издал (1722 г.) удивительнейший документ, звучащий почему-то совершенно современно.

Речь идет об «Уставе о наследии престола», включившего в себя знаменитое и многократно цитированное заявление: «Дабы сие было всегда в воли правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство и определенному, видя какое непотребство, паки отменит, дабы дети и потомки не впали в какую злость, как выше писано, имея сию узду на себе».

Как не раз, начиная с Ключевского, отмечалось в литературе, «в истории русского законодательства это первый [подобный] закон с характером основного». Устав ссылался на великого князя Ивана III, который произвольно распоряжался престолонаследием – сначала передав трон внуку, а потом сыну от второй жены, Софьи Палеолог (внук умер в тюрьме при обстоятельствах, сходных с алексеевскими). После Ивана Великого в русской истории успешно менять наследников, а притом настоять на своем и после ухода из политической и земной жизни, удалось только одному человеку – Борису Ельцину. То, что мы наблюдаем сейчас, есть попытка номер два, одновременная имитация ельцинского tour de force и обычаев Римской империи времени расцвета, от Траяна до Марка Аврелия.

Подражание великим – еще одна характерная черта русских политических традиций, и не слишком продуктивная. Особенно много вреда Россия понесла именно от имитаторов Петра Алексеевича (Николай I и Сталин – примеры наиболее известные). Поэтому стоит сказать еще раз: у самого Петра назначить наследника не получилось - несмотря на наличие соотвествующего закона, в реальности узаконивавшего беззаконие, следовавшего ходу знаменитой мысли Ивана III: «Кому хочу, тому и отдам княжение». Такая парадигма не работает почти никогда. Вспомним хотя бы, что оба раза, когда Анна Иоанновна и Елизавета Петровна вполне великодержавно назначили наследников, использовав петровский указ, то наследники оные на троне долго не задержались.

История посмеялась и над  самим Петром, но не обидела его. Этот урок – один из самых примечательных в нашей истории. Мог бы представить Преобразователь, какой невероятный парад бездарностей будет занимать российский престол в течение почти 40 лет после его смерти! И что Россия за эти годы ни в коем случае не остановится в своем развитии. Главное в петровской революции (а «в России революция была исконнейшим из прав самодержавья») – что она продолжалась и без него.

Почему? Ответы на это даются уже не первым поколением исторических наблюдателей. Кажется, самое важное, о чем стоит напомнить сейчас – Петр необратимо взбаламутил российское общество, впервые дал возможность карьеры людям самых различных профессий и состояний. Не забудем, конечно, что ни о какой свободе и самореализации личности император не думал – работа на государство была обязанностью, даже повинностью каждого. Но русское дворянство назад уже не оглядывалось, и вскоре освободило себя само, а получив в 1762 г. означенную вольность, использовало ее для создания величайшего вклада России в мировую цивилизацию – классической российской культуры XIX-XX вв.

Тяжелейший путь, который Россия проделала в 1917-1991 гг., окажется почти напрасным, если не приведет к максимально возможному освобождению творческого потенциала всего российского общества, процесса, который в последние 15 лет, кажется, как говорил один политик, «пошел». Готова ли Россия применять самые тонкие, самые серьезные механизмы общественной саморегуляции и безболезненно и эффективно менять своих правителей? Возможно, пока нет. Но учится этому на глазах – то, что произойдет в 2007-08 гг. станет важнейшей частью российской общественной памяти.

Творчество без обучения – ничто. Но творчество это – и свобода применять хорошо выученные уроки. Только обученный и свободный социум является, как сейчас принято говорить, конкурентоспособным. Надо ли добавлять, что такое общество и с престолонаследником, приходящим на смену правителю успешному, вызывающему острое, но глубоко неверное желание подражания, ошибаться будет довольно редко. А ошибется – пострадает не слишком, и вовремя его заменит.

Не о наследнике надо думать – о наследии.

25.06.2007
Петр Ильинский

Версия для печати
Обсудить

Экспресс-аналитика

Перейти
27.12.2007
С наступающим Новым годом всех наших читателей!

26.12.2007
Отложенный бойкот. Немцов снялся с выборов

26.12.2007
Правосудие превыше доказательств. В Молдавии оправдали убийцу корреспондента НТВ Ильи Зимина

25.12.2007
Русский народный Интернет. В Сети могут появиться домены на национальных языках, в том числе зона «.рф»

25.12.2007
Обезьянник для оппозиции. Дочь Шендеровича выпустили до суда, но могут посадить на 15 суток

24.12.2007
Заколдованный банк? Погиб второй за месяц топ-менеджер ВТБ

21.12.2007
Домой с чистой совестью. На праздниках в Швейцарии бесплатно развозят по домам выпивших граждан

21.12.2007
Еще больше единой Европы. Шенген расширился на 9 стран сразу

21.12.2007
Большая газовая дружба. Россия, Казахстан и Туркмения подписали соглашение о Прикаспийском газопроводе

20.12.2007
Президентом Южной Кореи станет кандидат от оппозиции. Его выбрали за экономические лозунги


Реплики

Перейти
26.12.2007   
Лучше стать канадцами, чем бразильцами
Своевременный вывод экспертов
Сергей Шелин

25.12.2007   
Я на Я пошел войною
Лидер "Яблока" вырастил себе достойного клона
Юрий Аммосов

21.12.2007   
Еще один год большого перехода
Продолжение эпохи или ее финал?
Сергей Григоровский

18.12.2007   
Агитпроп для Уолл-стрита
Чему их учат о России
Сергей Шелин

13.12.2007   
Новейшее российское волеизъявление
Итоги думских выборов
Петр Ильинский

11.12.2007   
Так побеждают инфляцию
Оптимизм чиновников сильнее экономики?
Сергей Шелин

10.12.2007   
Черные дни Черного континента
Саммит в Лиссабоне закончился провалом
Максим Артемьев


  Архив суждений
 

Экспресс-аналитика

Перейти
27.12.2007
С наступающим Новым годом всех наших читателей!

26.12.2007
Отложенный бойкот. Немцов снялся с выборов

26.12.2007
Правосудие превыше доказательств. В Молдавии оправдали убийцу корреспондента НТВ Ильи Зимина

25.12.2007
Русский народный Интернет. В Сети могут появиться домены на национальных языках, в том числе зона «.рф»

25.12.2007
Обезьянник для оппозиции. Дочь Шендеровича выпустили до суда, но могут посадить на 15 суток

24.12.2007
Заколдованный банк? Погиб второй за месяц топ-менеджер ВТБ

21.12.2007
Домой с чистой совестью. На праздниках в Швейцарии бесплатно развозят по домам выпивших граждан

21.12.2007
Еще больше единой Европы. Шенген расширился на 9 стран сразу

21.12.2007
Большая газовая дружба. Россия, Казахстан и Туркмения подписали соглашение о Прикаспийском газопроводе

20.12.2007
Президентом Южной Кореи станет кандидат от оппозиции. Его выбрали за экономические лозунги

20.12.2007
Стабильность без бойскаутов. Time выбрал Путина человеком года

19.12.2007
Главное – не победа, а участие. ЦИК собирает заявки на участие в президентских выборах

19.12.2007
Таинственные подозреваемые. Российские силовики, возможно, раскрыли два теракта

18.12.2007
Немного повоевать. Турция ввела 300 солдат на территорию Ирака

18.12.2007
Без аннексии полномочий. Путин пойдет в премьеры при президенте Медведеве

17.12.2007
Останется только один. В Киргизии, как и в Казахстане, может получиться однопартийный парламент

17.12.2007
Палец на кнопке. Система ПРО может спровоцировать Россию на ядерный удар

14.12.2007
Кошка Баскервилей. Корейцы вывели котят, которые светятся в ультрафиолете

14.12.2007
Жизнь бьет ключом. Российская власть продолжает аппаратную борьбу

14.12.2007
Они написали убийство. Американские политологи считают, что «Коммерсант» исказил их доклад о возможной гибели Путина

13.12.2007
Где оскорбленному есть чувству уголок. Каспаров не пойдет в президенты, потому что не нашел в Москве зала, чтобы провести собрание

13.12.2007
Английский язык, подпольно. Россия закрывает отделения Британского совета в регионах

12.12.2007
Мясной мир. Россия снимает запрет на ввоз животноводческой продукции из Польши

12.12.2007
Первый подход к снаряду. Тимошенко не утвердили премьером

11.12.2007
Арматура – оружие молодежи. В Волоколамске избили 40 корейских гастарбайтеров

11.12.2007
Признать – не признать? В Европе готовы поддержать независимость Косово, Россия предостерегает против этого

10.12.2007
Преемник – Медведев. Его выдвинули четыре партии и поддержал Путин

10.12.2007
Росприроднадзор закрыл бумажную фабрику на Байкале. Но не всю, и только на 5 суток

10.12.2007
Транспортные риски. На юге России опять взорвали рейсовый автобус, двое погибших


Суждения

Перейти
26.12.2007
Крестовый поход из гетто
Русская церковь в уходящем году
Владимир Можегов
21.12.2007
Всемирный банк поставил Россию на место
С которого не так просто сойти
Сергей Шелин
18.12.2007
Ожидаемая неожиданность
Все было объявлено заранее, только этого не хотели замечать
Петр Ильинский
14.12.2007
Что может быть после марта-2008
Границы нового курса
Сергей Шелин
11.12.2007
Exit
Поколение бэби-бумеров состарилось
Юрий Аммосов
07.12.2007
Гидра сепаратизма
Признавать ли России Абхазию и Южную Осетию
Дмитрий Нерсесов
03.12.2007
Дети подземелья, или Плоды просвещения
Ваххабиты из деревни Погановка выращены Церковью
Владимир Можегов
30.11.2007
Возвращение к гражданской войне
В ответ на суждение Петра Ильинского
Сергей Шелин
26.11.2007
Память о гражданской войне
Чтить жертвы важнее, чем помнить расстрельщиков
Петр Ильинский
23.11.2007
Мавр сделал свое дело
Предвыборные перспективы Саакашвили
Дмитрий Нерсесов
20.11.2007
Советизация нашей экономики
Непризнание проблем как способ их усугубления
Сергей Шелин
16.11.2007
1917-2017. Эпоха великой Скорби
Как примирить триумф и трагедию русской революции?
Владимир Можегов
12.11.2007
Потрясения в информационном поле
Мировые СМИ и чрезвычайное положение
Петр Ильинский
Все суждения Перейти
 
Потребности    Арабески    Карта сайта    О проекте    Авторы    GlobalRus.ru © 2002–2007 дополнительно Кнопка Рамблера