Интрига, державшая в напряжении всю политическую Европу, близка к разрешению. В Вене спецпредставитель генсека ООН Мартти Ахтисаари представил контактной группе свой долгожданный план урегулирования проблемы Косово. Сделано это было в строжайшей тайне, но, как всегда, утечка информации состоялась, и журналисты разнесли секреты ооновской дипломатии по свету.
Главное, что предусматривает план Ахтисаари – «контролируемая независимость» края. Под этим понимается, в том числе, членство Косово в ООН, Международном валютном фонде, Всемирном банке, на что имеют право лишь подлинно независимые государства. С Белградом отныне Приштину будут связывать лишь самые формальные, неощутимые связи. Это гораздо больше, чем статус Пуэрто-Рико по отношению к США. Нечто подобное европейская история знала лишь на примере Ирландии. После войны за освобождение 1919-1921 гг. возникло «Ирландское свободное государство» - компромисс с самолюбием англичан, которым было трудно смириться с поражением. По всем параметрам Ирландия становилась свободной, признавая лишь формально своей главой английского монарха. В 1949 году пришел конец и этой тонкой связующей нити. Так что независимость Косово следует принимать как свершившийся факт.
Почему мы так уверенно говорим об этом? Если почитать западные СМИ, то будет видно, что они вне зависимости от политической ориентации единодушно одобряют идею косовского суверенитета. НАТО уже заявило, что полностью поддерживает план Ахтисаари, а у этой организации в Косово - 17 тысяч солдат. Против, и то с оговорками, требуя чтобы сербы сами без нажима дали свое согласие, лишь Москва, и, конечно, Белград. Но даже в последнем наблюдается раскол. Две партии из прошедших в парламент в ходе минувших выборов уже прямо заявляют, что край для республики потерян. Не мытьем так катаньем план спецпредставителя ООН одобрят.
Главное же заключается в том, что у сербов нет возможностей вернуть себе Косово. Военный путь неприемлем по определению. Натовские бомбежки 99-го года слишком свежи у них в памяти. Да и желающих сложить буйну головушку во имя целостности родины более не наблюдается. Отпускать Косово настроя нет, но нет и готовности умереть за него. Страна находится в глубоком кризисе – нет политической стабильности; только что распался вековой союз с Черногорией. Напротив, среди косоваров сильны самые воинственные настроения. Победа 99-го года сильно вскружила им голову, и на компромиссы они не согласны. На их стороне – симпатия Запада и исламского мира.
Сербия потеряла Косово не сейчас и не в 1999 году. Она потеряла его 1989-м, когда Слободан Милошевич во время праздника на Косовском поле, обращаясь к местным сербам, провозгласил: «Никто не посмеет бить вас!» и вскоре отменил автономию края. Тогда это было воспринято сербами с восторгом и вознесло популярность «Слобо» до небес. Похмелье же оказалось традиционно горьким, даже горчайшим. В этом заключается главный урок балканских кризисов новейшего времени: национальные проблемы не терпят решений «на ура» - лекарство оказывается хуже болезни, оно ведет к тяжелейшим осложнениям. У России, к примеру, хватило ума и выдержки в самые тяжелые моменты не отменять автономии Татарстана или Чечни, дабы не дать повода для эскалации национализма.
Неотвратимость потери Косово лишь усугубляет горечь от осознания всех негативных эффектов случившегося. Епископ Артемий, чью лекцию опубликовал Глобалрус, совершенно правильно указывает на факты притеснения сербского меньшинства в этом крае, на осквернение православных церквей, на превращение Косово в рай для наркоторговцев и преступников всех мастей. Но это лишь одна часть проблемы. Другая заключается в пресловутом «эффекте домино».
Если косовским албанцам можно добиваться независимости силой, то почему нельзя сделать того же сербам в Боснии и Хорватии? За что их бомбили, а их лидеров отправляет на суд в Гаагу? Имеют ли право на аналогичный суверенитет Абхазия, Нагорный Карабах, Южная Осетия, Приднестровье, Чечня?
Если международное сообщество признает нерушимость границ (а Косово, в отличие, например, от Словении, не имело права на выход), то как быть с законом и конституцией?
Каковы исторические, этнические, культурные и политические основания для независимости Косово? Ведь у албанцев есть уже свое государство, зачем им два? Не означает ли это в перспективе слияние края с Албанией? Сможет ли государство размером с четверть Московской области, лишенное выхода к морю, быть вполне дееспособным и состоявшимся?
Как быть с сербским национальным меньшинством? Можно ли ему запретить присоединиться к Сербии, если статус автономного самоуправления его не устроит?
Вопросов, как видим, больше, чем ответов.
Епископ Артемий утверждает, что Косово для сербов то же, что Иерусалим для евреев. Может быть. Но евреи смогли создать свое государство, победить в четырех войнах бесконечно превосходящих их арабов и отстоять свое право на Иерусалим. Трагедия же сербов заключается в том, что они на подобное оказались не способны. Можно сколько угодно говорить об ужасных деяниях лидеров косоваров, но их власть – это тот ребенок, «родить» которого обратно не получится. Москва в свое время смогла разгромить Масхадова, сделать это быстро и решительно, не упраздняя чеченской автономии и подобрав лояльных себе чеченских вождей. Милошевич не пошел по такому пути. Результат очевиден. Епископ Артемий может ездить по миру сколько угодно, но вряд ли он может хоть что-то изменить. Думать о судьбе сербских святынь в Косово надо было раньше.
Поражение на Косовом поле в 1389 году стало национальной катастрофой сербского народа. Спустя шестьсот лет он потерпел поражение там же. Если сербы хотят для себя какое-то будущее и не желают превращать свою историю в бесконечную цепь страданий, то им, увы, следует забыть про Косово, приняв средство от фантомных болей. Лучший пример для подражания – послевоенная история Германия. Немцы смирились с потерей Силезии, Восточной Пруссии, Померании, приняли два миллиона беженцев из Судет и сосредоточились на внутреннем развитии. Сегодня о возвращении Кенигсберга не говорят даже сумасшедшие – зачем, если жизнь в Германии и без того прекрасно устроена?
Можно вспомнить, что после Первой мировой войны Венгрия потеряла две трети своей территории. Это толкнуло ее спустя двадцать лет в лагерь Гитлера. Она вернула исконные и бесспорные венгерские земли Воеводины, Трансильвании и Закарпатья – только ради того, чтобы потерять их спустя четыре года навсегда, но заплатив за сомнительное удовольствие краткого воссоединения сотни тысяч человеческих жизней.
Максим Соколов в своем материале «Глас вопиющего в пустыне» утверждает, что нужно тянуть с легитимацией «черной дыры» - Косово. Нам же представляется, что напротив, «ужасный конец» лучше «ужаса без конца». Создание какого-никакого государства, подкрепленного мощью 17 тысяч солдат НАТО, способно обеспечить минимальный порядок. В противном случае Косово продолжит источать ядовитые миазмы.
«Независимость» Косово – вещь несправедливая; несправедливо, что вооруженным путем удалось перекроить границы. Несправедливо, что сербов уничтожали и мучали. Несправедливо, что уничтожают и мучают православные святыни. Но очередной виток «справедливой борьбы» не воскресит мертвых и даже не защитит невинных, а только увеличит перечень несправедливостей.