Читать стенограмму лекции И. Рогачёва поистине приятно: хоть где-то у нас всё хорошо. Дискутировать в данном случае не с чем (какая может быть дискуссия, если «подписаны 32 протокола о намерениях между российскими и китайскими компаниями на общую сумму 2 млрд. 480 млн. долларов»?), есть только совсем небольшие комментарии.
Лес-кругляк в Китай пока ещё вывозят. Десятки трейлеров на восточносибирских дорогах и барж на Амуре (множество барж во всю ширину огромной реки – сильное зрелище) я сам видел, причём не в «страшные ельцинские годы», а в прошлом году. И сказать про отсутствие угрозы загрязнения Амура я бы тоже пока не рискнул – в 30-градусную жару при наличии хороших пляжей хабаровчане купаться не рискуют (по крайней мере, летом 2006 г. дело обстояло именно так). Чтоб русский человек при такой температуре воздуха не лез в воду – значит, «есть ещё отдельные небольшие недостатки» в плане загрязнения этой реки. Воду из крана жители столицы ДВФО не пьют даже после кипячения, покупают бутылочную, что порой отрицательно сказывается на их личных бюджетах.
Возможно, чуть менее благополучно, чем считает И. Рогачёв, обстоит дело и с территориальными претензиями со стороны наших китайских друзей. В качестве иллюстрации – две карты, взятые с одного из «патриотических» китайских сайтов (на эти ссылки читателю надо зайти обязательно, иначе дальнейшее чтение не имеет смысла).
Карты эти даже на подготовленного человека производят сильное впечатление, особенно первая, где Китаю принадлежит практически вся Евразия. Правда, потом наступает некоторое облегчение: перед нами лишь исторические исследования. Первая карта – Китай времён династии Юань (1271-1368 гг.), вторая – времён династии Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.). Затем, однако, вопросы возникают снова.
Во-первых, слегка удивляют контуры окрашенного жёлтым цветом «собственно Китая», который, оказывается, включает Монголию, Тыву, Корею, большую часть Таджикистана и Киргизии. Во-вторых, «исторические границы» удивляют не меньше, как и интерпретация истории.
Китай времён династии Юань – это, на самом деле, монгольская империя, созданная Чингисханом и его наследниками. Разумеется, она была «немного» меньше изображённой. По сути, в качестве западной и южной границ на карте представлена линия наибольшего продвижения монгольских войск, причём в разные периоды. Отсутствие северной границы (т.е. претензии на всю Евразию к востоку от Северной Двины) описываются разве что фразой «наглость – второе счастье». Не было монголов ни на мысе Канин Нос, ни на Таймыре, ни на берегах Берингова пролива, ни даже на Колыме. Они практически нигде не продвинулись севернее 60-й параллели.
Главное даже не в этом, а в том, что империя была монгольской, а не китайской. Китай (точнее, находившиеся в то время на его территории государства Цзинь, Южная Сун и Наньчжао), были последовательно оккупированы монголами, которые вели себя по отношению к китайцам крайне жестоко. Все высшие административные посты в империи занимали монголы, следующими в иерархии были представители других народов, покорённых ими раньше. Сами же китайцы были людьми третьего и четвёртого сортов и вели активную борьбу против оккупантов, которая, в конце концов, завершилась успехом.
Если руководствоваться подобной логикой, то мы имеем право нарисовать аналогичную «карту России». Ведь мы же тоже были покорены монголами. Более того, судя по некоторым данным, место рождения Чингисхана находится в Забайкалье (либо в Бурятии, либо в Читинской области), т.е. мы можем считать этого человека своим соотечественником, а основанную им империю – своей. Заодно, вспомнив призвание варягов на Русь, мы можем пририсовать себе всю Скандинавию, а на основе двух отечественных войн (1812-14 и 1941-45 гг.) – почти всю Европу до Пиренеев.
Впрочем, вторая карта, хотя и несколько скромнее, но ещё более удивительна. Применительно к первой карте («юаньской») хотя бы понятна историческая основа при всём своеобразии её интерпретации. А вот применительно ко второй даже это найти трудно.
Династия Хань для Китая – это примерно как Пётр I для нас. Допетровская история России насчитывает почти тысячу лет, но понятно, что нынешняя Россия пошла с Петра. Доханьская история Китая насчитывает 1,5 тысячи лет, но нынешний Китай пошёл именно с этой династии. По ее имени называют себя «собственно китайцы» - ханьцы (ханьцы и китайцы соотносятся между собой так же, как русские и россияне). Т.е. ханьский Китай, якобы изображённый на второй карте – это «самый что ни на есть Китай». Только дело в том, что в начале династии (которая делилась на два периода) Китай занимал те территории, где и сейчас живёт большая часть населения этой страны – юго-восток. После нескольких завоевательных походов императора У-Ди он присоединил часть нынешнего Синьцзяня и Внутренней Монголии, а также север Вьетнама. Тибет и Маньчжурия в состав ханьского Китая не входили, а как можно было нарисовать западную границу по Уралу – «тайна сия велика есть».
Можно было бы «не заморачиваться» такими картами, посчитав их творчеством группы «отморозков» (таковые есть в любой стране), если бы не ряд обстоятельств. Китайские власти очень жестко и эффективно уничтожают неугодные китайскоязычные сайты, причём не только в доменной зоне .cn, но и в зонах .org и .com. Если же указанный сайт живёт и здравствует, значит, он не противоречит взглядам властей, при этом, что ещё хуже, он отражает взгляды значительной части «продвинутых» китайцев. Кроме того, он просто транслирует внутреннюю пропаганду. У нас даже самым отмороженным наци не придёт в голову рисовать подобные «карты России», а официальная пропаганда даже в сталинскую и брежневскую эпохи не высказывала никаких претензий на Польшу, Финляндию, Аляску или Карс, хотя эти территории несомненно, причём совсем недавно, принадлежали России.
Хочет ли Китай вернуть «утраченные территории»? Насколько актуальны сейчас слова Мао Цзэдуна, сказанные им в июле 1964 г.: “Примерно 100 лет назад район к востоку от Байкала стал территорией России, с тех пор Владивосток, Хабаровск, Камчатка (китайцы не только никогда не владели Камчаткой, но о самом ее существовании узнали от русских – А. Х.) и другие пункты являются территорией Советского Союза. Мы еще не представляли счета по этому реестру”? Мы подписали с Китаем договоры о границе? Так договоры и раньше были, но и «реестр» при этом, почему-то, никуда не девался. Способны ли мы вообще правильно понимать намерения Китая и интерпретировать его действия?
Стратагемы, т.е. неортодоксальные пути к достижению любых (от военных до личных) целей, являются важнейшей составной частью китайской культуры мышления. Как написано в предисловии к современному тайваньскому изданию стратагем, «стратагемы подобны невидимым ножам, которые спрятаны в человеческом мозгу и сверкают, только когда их вздумаешь применить. Применяют их военные, но также и политики, и купцы, и ученые. Тот, кто умеет применять стратагемы, может мгновенно превратить в хаос упорядоченный мир или упорядочить хаотический мир, может вызвать гром среди ясного неба, превратить бедность в богатство, презрение в почтение и безнадежную ситуацию в выигрышную. Человеческая жизнь — это борьба, а в борьбе нужны стратагемы. Каждый человек стоит на линии фронта. Краткий миг рассеянности — и вот уже что-то, принадлежащее одному человеку, досталось в добычу другому. Но тот, кто умеет применять стратагемы, всегда удержит инициативу в своих руках. Во дворце или в хижине, но стратагема пригодится всегда».
Всего этих стратагем 36, расположенных в чётком порядке. Стоит привести ряд из них с китайскими же комментариями к ним.
В некоторых случаях, впрочем, комментарии даже не нужны. Скажем, вполне прозрачна Стратагема № 5: Грабить во время пожара. Как минимум, тут вспоминаются трейлеры и баржи с лесом-кругляком. А когда-то были пуховики и тушенка за Су-27. «Пожар» у нас, к сожалению, затянулся, но в этом точно китайцы не виноваты.
Проводя в августе позапрошлого года российско-китайские учения "Мирная миссия-2005", на которых совершенно очевидно отрабатывался захват Тайваня, Китай явно применял Стратагему № 25. Украсть балки и заменить их гнилыми подпорками.
Вынуждать союзника постоянно менять свое построение.
Пользоваться беспорядком в его рядах, чтобы истощить его силы.
Дождаться, пока он потерпит поражение и самому стать победителем.
Ведя сражение совместно с третьей стороной, мы можем по много раз вынуждать ее перестраивать свою позицию и незаметно посылать в бой лучшие части противника вместо собственных воинов, тем самым "выкрадывая балку и подменяя колонны" в позиции союзника. Если сей маневр проведен удачно, позиция союзника ослабеет, и можно будет без труда вести сражение его войсками. Такова лучшая тактика, если нужно "воевать с противником руками другого противника".
Хочется надеяться, что из предыдущего не последует Стратагема № 24. Объявить, что только собираешься пройти сквозь государство Го, и захватить его.
Доступ войск на земли слабого соседа нельзя получить только с помощью красивых слов. Нужно, чтобы он понял, что, не пустив мои войска к себе, он подвергнет себя угрозе не только нашествия противника, но и войны на два фронта.
Если в такой обстановке противник станет еще настойчивее угрожать соседу, будет тем более легко сыграть на его отчаянии и страхах, и добиться всего даже без применении силы. Тогда можно захватить всю его территорию, даже не приводя в действие войска.
Аллюзии с отношениями в треугольнике Пекин – Москва – Вашингтон тут прямо напрашиваются.
А вот ещё интересные стратагемы.
Стратагема № 7. Извлечь нечто из ничего.
Искусство обмана состоит в том, чтобы сначала обмануть, а потом не обманывать. Когда не-обман кажется обманом — это обман истинный.
Сначала маленький обман, потом большой обман, потом настоящий выпад.
Стратагема № 20. Ловить рыбу в мутной воде.
Во время брожений и смуты появляется много противоборствующих сил. Слабейшие среди них крайне непостоянны в выборе союзников и противников. Противнику робкому и неспособному предвидеть события можно тотчас навязать свою волю.
И две самые замечательные.
Стратагема № 10. Скрывать за улыбкой кинжал (в другой редакции – во рту мед, а за пазухой меч).
Добивайся доверия противника и внушай ему спокойствие; тогда осуществляй свои скрытые планы. Подготовив всё, как подобает, нападай без колебаний и не давай врагу опомниться.
Если враг нападает, мы начинаем переговоры; если враг начинает переговоры, мы нападаем.
Стратагема № 30. Превратить роль гостя в роль хозяина.
Тот, кто прислуживает другим, - человек из челяди, но тот, кто садится на почетном месте, - гость.
Тот, кто не может усидеть спокойно на этом месте, - гость случайный, но тот, кто уселся прочно, - гость, пришедший надолго.
Тот из приглашенных, кому не предлагают принять участие в делах хозяина, - гость, не пользующийся уважением. Но тот, кто может заняться делами хозяина, способен добиться власти и стать хозяином воистину.
А посему существуют следующие шаги превращения гостя в хозяина:
первый шаг - соперничество за место гостя;
второй шаг - отыскание входа;
третий шаг - вход в дом;
четвертый шаг - достижение главенства;
пятый шаг - превращение в хозяина.
Последнюю стратагему вполне можно посвятить наступающему году Китая в России.