Что делает государство суверенным? Территория, экономика, военная сила, политическая воля? Является ли суверенитет «священной коровой» патриота, или для нас есть нечто большее, чем незыблемость границ? Почему, собственно, нужно воспринимать эти границы как навеки данные?
Вспомним еще раз общеизвестные исторические факты:
17 марта 1991 года по решению Четвертого Съезда Народных депутатов СССР состоялся референдум, на который был вынесен вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В референдуме приняло участие 80% из внесённых в списки голосования, из них 76,4% высказались за сохранение Союза.
Одновременно с референдумом Союза ССР состоялся первый всероссийский референдум. На нем решался единственный вопрос - об учреждении поста Президента РСФСР. Данная инициатива была поддержана 50,53% от списочного состава участников референдума.
1 декабря 1991 года на Украине был проведен Всеукраинский референдум с вопросом: "Подтверждаете ли Вы Акт провозглашения независимости Украины?". На избирательные участки пришло 84,18%, а из принявших участие в голосовании сказали "Да" - 90,32%, что составило 76,03% граждан Украины, имеющих право голоса. Это было квалифицированное большинство (больше 2/3 и даже больше 3/4 граждан Украины, имеющих право голоса).
27 июля 1991 года в Белоруссии была принята декларация о государственном суверенитете, и в течение ряда лет этот день отмечался как государственный праздник. Однако на референдуме в ноябре 1996 года большинство граждан республики высказались за перенос главного государственного праздника на 3 июля - день освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков.
Стыдно? Какие выводы можно сделать из вышеперечисленного? Мы с Вами, наши родители, родители наших родителей и все ближайшие родственники - идиоты? Наверное, в какой-то мере так оно и есть. Об аполитичности при таких цифрах все же говорить неуместно. Интересно, вот если бы на одном референдуме стояло одновременно два вопроса: «Вы за провозглашение независимости России?» и «Вы за сохранение СССР?», сколько бы процентов наших сограждан ответило «Да» по обоим пунктам? Возможно, тоже – больше 50%.
Наше отечество по количеству отмененных и провозглашенных суверенитетов решило, видимо, перевыполнить общемировой план. Мы играем в суверенитеты, как дети. Прекрасная идея для «Лего» - собери себе суверенитет. Ну и почва весьма благодатная для подобных игрищ.
Давайте тоже поддадимся соблазну и немного пофантазируем… Сколько бы граждан сейчас в 2006 году поддержало создание общего государства в рамках нынешних России, Украины и Белоруссии?
Бред, скажут многие – Украина никогда не пойдет на единое государство с Россией. Её западная часть уж точно.
Хорошо, согласимся и мы с независимыми чувствами наших соотечественников. Но представим, что общее государство Россия – Украина – Белоруссия в случае его возникновения получает гарантированную перспективу вступления в Европейский, простите, Союз.
А что здесь такого нелогичного? Энергетическая безопасность Европе – да проблем нет в рамках единого союза. Доступ на наш рынок польской говядине – теперь это зависит от Брюссельского комиссара, а не от санитара Онищенко. И опять-таки, не вечно одной Германии надрываться и финансировать вновь вступивших. В конце концов, «Газпром» теперь у нас «европейское достояние». А за такое достояние можно некоторое время и потерпеть проблему нелегальных мигрантов, транзитом следующих из Азии. К тому же подданные России, Украины и Белоруссии практически уже «свои», признающие европейский суверенитет. В конце концов, Брюссель может предложить нам программу постепенной интеграции рабочей силы с Востока в общеевропейскую хозяйственную систему. Начнем, допустим, с малого: примем «общие принципы трудовой политики», которые обяжут работодателей России – Украины – Белоруссии «легализовывать» своих работников через общеевропейскую практику налоговых и социальных выплат. А начнешь платить в евро-пенсионный фонд, глядь, и перестал депутат Хинштейн публично хохотать над министром Зурабовым.
Проблема с демократией? Пардон, теперь такой проблемы нет. Уж точно не хуже, чем в прибалтийских государствах с их надрывными поисками хоть каких-нибудь «оккупантов», пусть даже каменных.
Государственными языками признаны русский, украинский и белорусский – пожалуйте Петросяна на мове. Обязательное преподавание трех государственных языков в школах. Часть государственных институтов переведена в Киев и в Минск, часть осталась в Москве.
Самое приятное: состав парламента и президент выбирается теперь коллективной волей воссоединившихся республик. А там и чудная перспектива государственного контроля вновь победивших над ресурсодобывающими активами Сибири и Дальнего Востока, не все же Северной Пальмире баловаться – Евразия как-никак штука серьезная, желающих много.
В печку доллар – у нас теперь единая валюта и в перспективе евро. Пусть Америка катится со своими интересами обратно за океан – у нас торжество демократии и евроинтеграции. Все расчеты за нефть осуществляются в евро, золотовалютные резервы нового государства, потяжелевшие за счет российских нефтяных накоплений, переводятся в ценные бумаги европейских государств, валюту Евросоюза и «развитых азиатских стран».
Как же общая армия, как же оборонный комплекс? Ну, от кого теперь обороняться – мы почти уже в НАТО. Нет, зачем вообще нужно это НАТО, зачем нам - общеевропейским производителям оружия - североамериканские конкуренты. Зачем этот дурацкий стандарт, навязанный Европе после Великой войны. Чего теперь пугать друг друга кровавыми большевиками – лучше самим инвестировать в собственный высокотехнологичный комплекс, объединить библиотеки технологий и забрать мировой рынок оружия себе.
Да – чуть не забыл. Немного сладкого на десерт национально чувствительным гражданам. Представьте, как изменится этническая картина в городах – просто голливудские фильмы 40-х годов. Ну а если кому-то не очень захочется возвращаться на историческую родину из нашего государства, так у нас есть опыт и политическая практика наших новых «еврососедей» - прибалтийских стран. Можем и вторые паспорта ввести для тех, кто не понимает намека. Институт «неграждан» - прекрасная технология борьбы за чистоту нации.
Ну что, красивая картина вырисовывается? Кому-то кажется это невозможным? Ну почему же – прекрасные лозунги для объединения: Сибирь и Дальний Восток осваивали наши общие предки – почему теперь ренту снимает только Москва? Зачем нам Московия с Кавказом, если мы – европейское, к тому же - славянское государство? Основа нашей цивилизации – три разделенных непонятно кем народа. Да много всего можно сказать... И что, думаете, референдум об объединении не будет иметь успеха? Думаете меньше 80% населения примет в нем участие? Не уверены, что 70% поддержит?
С евроинтеграцией славян есть только одна проблема – правозащитник Биндик, точнее, Кавказ… Как же вы граждане славяне полезете в единую Европу с Кавказом? Да и братья наши с Украины и Белоруссии разводят руками. Одно дело брать общую ответственность за нефтегазовый комплекс, а с другой – за Кавказ, за этот пояс нестабильности, мягкое, так сказать, подбрюшье, источник этнической преступности, терроризма и спиртосодержащих жидкостей.
Нет, православные, давайте-ка вы этот Кавказ куда-нибудь аннигилируете, отделите свой евро-восточный вектор от лезгинки.
Жалко, конечно, империя и все такое. Но с другой стороны, почему не отделить-то? Сами в свое время попросились в Россию, а теперь безобразничают. Может, конечно, и не совсем сами, но тогда время другое было – нам на Каспии нужно было доминировать, да и османы с англичанами разными мешались. А теперь что… нет – пусть теперь их американцы содержат, продвигают демократию, они любят по горам и пустыням лазить, а мы со всем своим славянским братством в Европу двинем.
Думаете, что никто из политиков не решится это произнести? Сначала не решится, но, как говорится, кухня поддержит. Что, мало на кухне кавказцев поминают теплыми декабрьскими вечерами? Не будем лицемерить, гражданин Поткин, Вы, когда про нелегальную миграцию говорите, Вы же не ограничений для въезда студентов из Сьерра-Леоне требуете. Да и конкурировать на рынке труда с таджиком-дворником тоже не собираетесь. Вам ведь не нравятся собственные сограждане «понятно какой национальности». Кстати, непонятно – какой. Так что вперед, овладевайте европейским вектором на устойчивом панславистском треке. Россия для русских, Москва для москвичей, овощебаза для овощей….
Отвлеклись – продолжим. Неубедительно получилось? Ну неубедительно, так неубедительно. Но если всерьез задуматься, то это никакое не политическое фэнтэзи. Фэнтэзи – это голосование на чуть ли не ежемесячных референдумах за прямо противоположные вещи. А это, увы, суровая евразийская реальность. Нас легко убедить, что европейский суверенитет – это счастье, а воссоединение – back to the USSR. Что страна очень большая и одна часть мешает жить другой, следовательно, их надо отделить. Москаль нам не брат, а немец – практически родственник. Наверняка вся Германия зарыдает навзрыд, узнав, что в ЕС вступила еще и Украина, и так прожекты Брюсселя финансируются уже за счет немецкого внешнего долга.
Теперь серьезно. Что плохого в полноценном союзе с перспективным единым гражданством с Украиной и Белоруссией? Ведь, в конце концов, наши общие предшественники действительно создавали общее богатство единой страны, а пользуется этим теперь каждый по отдельности – кому как повезло.
Плохого в этом, понятно, ничего нет. Вопрос, кто станет локомотивом объединения и какова цена?
Такие ли мы разные: Россия, Украина и Белоруссия? Вроде одинаково идиотничали на избирательных участках в начале 90-х. Оправдано ли исторически существование этих трех разных суверенитетов? Да и существуют ли они в реальности?
Думается, нет – нет никакого русского, белорусского или украинского суверенитетов. Они есть на карте, начертаны на флагах, им поется «славься» в гимнах, но в головах… одному Богу известно, что в головах наших соотечественников, жалующихся друг на друга посторонним и корыстным людям.
Да, сегодня мы отгородились флагами, гимнами, новыми политическими доктринами и предрассудками. Высовываемся из-за них и показываем друг другу язык. Но Отечество осталось для всех одно. И здесь не следует лицемерить, разглагольствуя, что все мы выросли из «совка». Так же неуместны разговоры про какой-то цивилизованный развод – еще раз обратите внимание на цифры референдумов начала 90-х. Какой тут развод - «люблю тебя, но странною любовью».
Наше Отечество и есть подлинный носитель суверенитета народов, его населяющих. Не Российская Федерация или Республика Беларусь, не государство Украина, а Отечество, у которого было столько разных, иногда смешных названий, но которое не менялось со времен пути из варягов в греки. Оно «прирастало», иногда что-то аннексировало - кто не без греха, - но не менялось.
Да, Отечество у нас не моноэтническое, но ведь истории общей не меньше германской будет.
Я не случайно помянул Кавказ. Образ горных хребтов и суровых бородатых мужчин, расстреливающих друг друга из «Стечкина» на Ленинском проспекте Москвы, смущает евро-ориентированных граждан. Действительно, есть от чего брезгливо морщить евролицо. Многие, не будем лукавить – большинство, политически развитых, готовых к объединению с Украиной и Белоруссией граждан выстроили для себя идеологически жесткую разграничительную линию: есть Россия и есть Кавказ. Кавказу мы платим ренту за то, что б он не ваххабитствовал, не вынуждал воевать и не собирался бы выходить из Федерации. Миф один из многих. Так, граждане, не бывает – желать одновременно объединения с одними и развода с другими своими соотечественниками.
Лицемерие - ответят многие, они другие, они хотят занять все ключевые места в хозяйстве и отрезать остальных клановыми ограничениями - им не интересно государство, им интересна рента. Их родовая природа несовместима с этикой цивилизованного человека.
А вот это и есть та самая бомба – логическая ловушка под объединение Отечества. Откажитесь от одной части себя в пользу другой, или в пользу идеологии – например, европейского выбора, или всего вместе! Разве не так было в 91-м? Вы за сохранение единого государства? Конечно! За создание свободной России? Еще как, только вот почему мы всех кормим? Все, молодец, вот тебе триколор – пошел на площадь маршировать. Клановый принцип «съема ренты» был характерен и для Российской Империи, и для СССР. А уж про предательство интересов государства – то тут кавказофобам лучше бы не вспоминать фамилии национал-предателей и просто глупцов. Некрасиво получится.
Представим на минуту, что прошло совсем немного времени, лет 20-30, и этого общего Отечества больше нет. А что есть? Наша газовая республика? Славянские окраины Европы, трудовой ее резерв, что на европейский глаз приятнее, нежели азиаты? На чем будут держаться эти суверенитеты, к тому ж еще демократические? Не дай Бог серьезный кризис мировой экономики – от чего отказываться: от демократии или суверенитета?
Так что такое суверенитет для нас, где его искать? Вот и «Единая Россия» заговорила о суверенной демократии голосом демократического централизма. Правильно, наверное, говорят - как и те, которые по централизму были специалисты, потом чудеса логики на волеизъявлениях демонстрировали. Отечество наше столь обширно, что может позволить себе баловство с границами, но от этого оно не перестает быть Отечеством – единством непохожих. Именно мы и есть носители подлинного суверенитета – мы, граждане России (слава Богу, с Кавказом), Украины и Белоруссии.
Кто-то может напомнить, а как же Молдова (читай, видимо, Приднестровье), как же Казахстан, веками русская земля, Армения, Грузия, и прочая, и прочая? Что ж – суверенитеты (кстати, как и демократии) приходят и уходят, а Отечество остается… И каждый его выбирает для себя сам.
Кто-то должен взять на себя инициативу воссоединения. Кто-то должен быть двигателем, нести основное бремя, но и в полной мере почувствовать результаты своего труда. Локомотив евроинтеграции - это Германия и Франция. Локомотив нашего объединения – Россия.
Кажущихся препятствий много. Кто-то ссылается на «оранжевую заразу» и говорит, что они сами «не хочут». Кто-то сталкивается своим суверенным лбом со славянскими соседями в газовом вопросе, доказывая «через не могу» самому себе, что Украина и Белоруссия - такие же чужеземные государства, как Германия или Италия. Кто-то скажет, что нельзя поощрять нахлебничество тех, кто при этом занимает явно антироссийскую позицию.
Все это верно – много вопросов, обсуждение которых требует не одной статьи. Сколько мы тратим денег на культурные и образовательные проекты на Украине и в Белоруссии, есть ли понятное, узнаваемое всеми, название этого политического проекта? У нас есть даже англоязычный телевизионный канал, которым, наверняка, засматриваются в Британии и Северной Америке, но есть ли полноценное вещание для своих соседей? Есть ли общие интеграционные проекты в области экономической кооперации, кроме пока так и не созданной площадки под названием ЕЭП. Куда мы можем позвать своих соотечественников? В производство вооружений, летной и ракетной техники, в сельское хозяйство? Наши соседи коррумпированы? Отлично – мы тоже. Можно ведь предложить хорошим людям конверт самому, а не злобствовать по поводу аналогичного предложения из-за океана. И предлагаем ведь – и хорошо иногда получается.
Каждодневная профессиональная работа во всех областях интеграции: пропаганда, дипломатия, образование, экономика – интереснейшие и крайне важные темы, которые просто недопустимо обсуждать штрихами, «в общих чертах». Тем более что деньги для ведения такой работы есть, а значит, и ответственность выше, нежели интеллигентное участие в дискуссии. И вообще - ежедневная демонстрация воли к воссоединению играет исключительную роль в формировании картины мира наших соотечественников, и куда более позитивную, чем ежедневное повторение слова «суверенитет».
Граждане соотечественники! Помните! Это самое Отечество у нас одно. В него нельзя играть, отсоединять что-то в обмен на другое, голосовать «да», подразумевая «нет», выражать свою политическую позицию «из вредности». Нельзя присягнуть чужому суверенитету, не потеряв что-то свое. Вообще – присягать чужим, ломиться в чужой монастырь, да еще со своим уставом – глупо. Не будем краснеть и отводить глаза – да-да, именно, со своим уставом! Зачем это, ведь нам самим и не требуется никаких уставов – столетиями друг друга знаем, историей Бог не обидел. Так что, если договоримся и перестанем юродствовать – сходите, пожалуйста, еще раз только на один референдум – о воссоединении Украины, Белоруссии и России в единое государство. Это и будет для всех нас главный национальный проект.