В электронных СМИ, а также в электронных почтовых ящиках (кажется, это называется mail bombing) появилось разосланное штабом московской демократической коалиции, объединенной на основе списка "Яблока", воззвание председателя СПС Н.Ю. Белых.
Уже сопоставление штабной преамбулы и собственно воззвания склоняет к удивлению. Штаб начинает за здравие: "По всем опросам общественного мнения, мы уверенно побеждаем", после чего председатель СПС продолжает за упокой: "Это обращение - не запланированное, экстренное, чрезвычайное... Накануне выборов в Москве сложились чрезвычайные обстоятельства... На кон поставлена уже не только судьба свободы и демократии. Речь уже идет о том, сможет ли страна выдержать наступление национализма, можем ли мы... предотвратить войну, которую объявляют фашисты своему народу".
То, что наступление национализма и война, объявленная фашизмом, есть для объединенных демократов одно и то же - о том нечего и говорить, полное тождество национализма и фашизма - это идеологический тезис, с которым не положено спорить. Менее понятно другое. Рассылка датирована 30 ноября, когда положение "Родины" и Д.О. Рогозина, снятых с выборов решением Мосгорсуда, было совершенно неопределенным (оно и сейчас, утром 2 декабря, таким остается) и довольно незавидным. Единственное объяснение столь алармистского тона ("чрезвычайные обстоятельства", "война", "фашизм") может быть в том, что фашизм по определению всегда наступает, а когда вследствие бездарно проваленной предвыборной кампании демократы за три дня до выборов понимают, что пролет близок, - тогда фашизм наступает сугубо и трегубо. См. столь же бездарную думскую кампанию 2003 г. и столь же страшное наступление фашизма, анонсированное накануне выборов.
Впрочем, в Москве творятся и другие, не менее ужасные вещи - "Власти города... сейчас уже безвольны и бессильны... Очевидно, что назначать Лужкова Кремль не собирается, и поэтому рассеивается по регионам лужковская команда, а Елена Батурина распродает свой бизнес в Москве". Собирается или не собирается, сказать трудно. Мало кто предполагал, что Кремль переназначит К.Н. Илюмжинова на Калмыкию - а вот же, переназначил. Страшен сон, да милостив Бог. В любом случае не всякий потенциальный избиратель объединенных демократов способен в полной мере проникнуться всем ужасом того обстоятельства, что Е.Н. Батурина распродает свой бизнес. Не у всех деловые и жизненные интересы до такой степени переплетены с интересами супругов Батуриных.
Судя по всему, письма готовились в спешке, путем компиляции разных текстов, и слова о выводе бизнеса могли появиться в воззвании из другого текста, где упоминание Е.Н. Батуриной композиционно более обосновано. Географ и меркатор Д. Орешкин представляет довольно убедительную версию происходящего ныне, начав с упоминания того, что "московские игроки (я имею в виду Бооса, Шанцева, Меня) разбежались или разошлись по-хорошему. Семья Лужкова выходит из бизнесов и аккуратно выводит заработанный непосильным трудом миллиард долларов. Крупные московские чиновники тоже сворачиваются, потому что понимают - скоро придет какой-то питерский, который всех крепко тряхнет. В этой ситуации понятно желание Лужкова прикрыть отходные пути с помощью Московской Городской Думы. Единственная гарантия того, что новый московский мэр не откусит от старых московских бизнесов, связанных со старым мэром, половину, а то и две трети - это Дума, лояльная старой власти", автор приходит к выводу, что при выборе младшего брата в МГД (а младший брат неизбежен - согласно закону, в собрании должно быть представлено, как минимум, две партии) лужковские люди избрали в этом качестве "Яблоко".
В изложении Орешкина логическая связь между трудностями Е.Н. Батуриной и выбором "Яблока" в качестве представленной в МГД сателлитной партии ("довеска", по выражению автора) представляется весьма уместной и убедительной, поскольку Д. Орешкин моделирует рассуждения столичной верхушки, у которой есть и нужда в "Яблоке", и опыт многолетнего с ним конструктивного взаимодействия. Ведь отважные выступления "Яблока" (да и СПС тоже) против коррупции, чиновного самодурства, зажима прессы, рептильности судов, семейного капитализма, экономической безграмотности etc. всегда касались исключительно федеральной власти, но никак не московской, где таких явлений сроду не наблюдалось. Естественно же было мэрии такую тактичность оценить и в нынешних непростых обстоятельствах строить расчет на прохождение в МГД нерушимого блока коммунистов ("ЕР") и беспартийных ("Яблока").
Отсюда и тон живого сочувствия к Лужкову у объединенных демократов (так и слышится: "До чего человека довели! Жена вынуждена активы выводить!") - в конце концов здесь разумная взаимная заинтересованность. Мэрии нужна партия-довесок (тем более, что столичные демократы в МГД никогда Ю.М. Лужкова не подводили), объединенным демократам нужен хоть какой-то политический плацдарм, потому что проиграть выборы еще и в МГД - это уже конец всему. Союз двух одиночеств понятен, не слишком понятно другое - нам-то что от этого? Политика (уж во всяком случае, предвыборная) все-таки строится на отождествлении интересов избирателя и кандидата, причем задача кандидата - убедить избирателя, что избрать меня будет для тебя очень полезно. Агитация по принципу "избрать меня будет для меня очень полезно" хотя и очень откровенна, но не очень убедительна. Какая-то объективация все-таки необходима.
У того же Д. Орешкина, понимающего, что когда текст идет под выборы, одного холодного анализа будет недостаточно и надо как-то изъяснить свою гражданскую позицию, все же есть попытка апеллировать к интересам избирателей, хотя, на иной взгляд, не слишком удачная. Автор пишет: "В делах последнего времени есть большая доля несправедливости, и есть опасение, что эта несправедливость может коснуться и меня лично. Поэтому не из идейных, а из самых практических соображений я заинтересован в ограничении бюрократии, в том числе силовой, в справедливом и независимом суде и т.д. Поэтому плюясь, пряча в платок нелюбовь к Григорию Явлинскому, деля вчетверо свои идеологические убеждения, несмотря на неоднократно обманутые ожидания, мне приходится снова поддерживать тех, кто носит странное обозначение "демократы" - за неимением других на том же фланге".
С тем, что "в делах последнего времени есть большая доля несправедливости", кто бы спорил. Причем, поскольку московское начальство сидит на своем месте дольше, чем нынешнее кремлевское, можно говорить о делах не только последнего, но и более отдаленного времени. С бюрократией, справедливым и независимым судом и. т.д. при Ю.М. Лужкове всегда было много интересного. Поэтому надо объяснить, чем Ю.М. Лужков принципиально и неизмеримо лучше своего будущего преемника. Иначе намек на то, что придут питерские и сделают гораздо хуже, оказывается полностью эквивалентен тому политическому приему, который постоянно приписывают Кремлю - "вместо Путина будет Рогозин, и станет гораздо хуже", "вместо Путина будут откровенные силовики, и все будет гораздо хуже" etc., а потому сплотимся (пусть даже преодолевая сильные спазмы - это не смертельно) вокруг действующего президента. Между тем неясно, почему в случае с В.В. Путиным преодолевать спазмы ни в коем случае не следует, ибо это будет предательство Свободы и Демократии, а в случае с Ю.М. Лужковым точно такое же преодоление спазмов есть преданное служение Свободе и Демократии.
Скорее всего, объединенные демократы так запутались, потому что до сих пор общенациональную и московскую тематику удавалось удачно разводить - так, чтобы не получалось неудобных вопросов. Беззаветное умирание за свободу в борьбе с кремлевской тиранией (причем задолго до Путина - еще со времен Ельцина) проделывалось в одном месте, а взаимоприятное устроение дел с мэрией, сопровождающееся усиленным подличанием, проделывалось в месте другом. Все получалось очень хорошо, покуда нелегкая не дернула придать выборам в МГД освободительный общенациональный смысл. Такой креативный ход привел к неприятной ситуации, когда зараз и обличать тиранию, и пресмыкаться приходится в одной пространственно-временной точке, каковое совместительство делается совсем уж неприлично наглядным и оттого не у всех вызывает понимание.
Это попадание в ловушку не было фатально неизбежным. Всего-то и нужно было, что доходчиво говорить людям о конкретных проблемах города, в ходе данного разговора вынося тирана Путина за скобки. Возможно, это не очень бы понравилось мэрии, и она не захотела бы брать "Яблоко" к себе довеском - но за всякое удовольствие надо платить. Объединенные же демократы пожелали быть довеском (удобно и приятно) и при этом беззаветно-тираноборческим (красиво), отчего и попали в нынешнее неудобное положение, когда только и остается, что взывать к избирателям: "Спасите нас, пожалуйста!".
Когда бы не фашисты, которые всегда наступают (в чем их немалая ценность), запутавшимся борцам с фашизмом было бы совсем скучно. А так они надеются, что и терпентин на что-нибудь сгодится.