GlobalRus.ru | Ежедневный информационно-аналитический журнал.
 
 
 
     Потребности     
     Арабески     
 Форум 
     Государственный Клуб     

Важнейшая политическая реформа страны

Восемь мифов о высшем образовании в России

Реформа образования становится важнейшей политической реформой в стране. Она определит – состоится ли оранжевая революция в России и как широка будет социальная база для терроризма на Кавказе.

На наших глазах происходит стремительная политизация молодежи. Одновременно разные политически силы разворачивают подготовку к реализации технологии оранжевой революции в России. Попытка оранжевой революции становится совершенно неизбежной: сначала на выборах в Московскую думу, потом – Госдуму, потом – на президентских выборах. От политической позиции молодежи на московских площадях будет зависеть, кому будет принадлежать власть в России после 2008. Молодежь поддержит те политически силы, которые поддерживают развитие образования, а в будущих политических схватках будут участвовать прежде всего студенты – настоящие и бывшие (ставшие молодыми специалистами). Законом о монетизации рыночные фундаменталисты (определение Джорджа Сороса для идеологии нашего правительства) уже напугали пенсионеров, законом об образовании они выгонят молодежь на улицы. Молодежь выступит против того, кто попытается украсть у нее возможность получить полноценное образование.

И в этих условиях разворачивающихся молодежных движений кто-то предлагает социал-дарвинистский подход: сократить бесплатное образование и сделать высшее образование элитным. Следующим шагом станет предложение запретить высшее образование для граждан России! Но править Россией, как и любой другой страной, будут образованные люди. Если мы не обеспечим образование в России, в нее – страну необразованных дураков - приедут граждане других стран и займут здесь ведущие позиции: глобализация обеспечит возможности для этого. Такое правительство своей социал-дарвинисткой политикой чистого рынка в отношении образования ведет дело к потере независимости России и превращению граждан России в людей второго сорта в своей собственной стране.

То, что учителя получают гроши, а система образования разваливается, открывает в России дорогу радикальным тоталитарным идеологиям. На Кавказе то, что молодежь не имеет возможности получать полноценное светское образование, толкает ее в террористические сети. Создайте еще больше барьеров для получения образования на Северном Кавказе – и вы получите еще большое терактов и возможный взрыв Кавказа. За социал-дарвинистский и чисто рыночный подход к образованию рыночные фундаменталисты получат благодарность от фундаменталистов исламских, которые с удовольствием подберут себе брошенную молодежь. Взрывы в кавказских городах сметут недальновидное правительство.

Поэтому необходимо опровержение мифов о реформе образования.

Миф первый: «высшее образование готовит элиту страны».

Это все осталось в прошлом, сегодня высшее образование – не гарантия входа в элиту, а условие любой нормальной карьеры. Поэтому всеобщее высшее образование становится нормой во всех развитых странах. Попытка сделать высшее образование элитарным свидетельствует о маргинальности нашей консервативной мысли, о том, что она находится в идеалах 19 века и не способна предложить обществу проект развития страны в 21 веке.

Миф второй: «сделать образование рынком – это единственный путь обеспечить инвестиции в него».

Доминирующая группа сначала выдвинула проект в старых традициях: жесткий рынок. В этом она оторвалась от большинства населения, потому что население России ориентировано не индивидуалистически, а коллективистки. Поэтому реформы образования, если они пойдут по идеологии рыночного фундаментализма, постигнет такая же судьба, как и большинство остальных – население не хочет такого, не готово к этому, будет ненавидеть организаторов реформы, которые сделаны для абстрактных идей, а не для наших людей с их конкретными установками, культурой. Все провалится, а следующий менеджер в лице премьера или президента будет вынужден все серьезно менять, трансформировать реформу для живых людей.

Миф третий (противников правительства): «российское образование лучшее в мире. Вы, реформаторы, если хотите что-то реформировать, займитесь тем, что плохо работает».

«Российское образование самое лучшее» - это утверждение, верное 40 и 30 лет назад, но сегодня в этом уже есть сомнения. Качество образования стремительно падает, это фиксируют международные рейтинги. А качество образования в других странах растет. Кроме того, новая экономика требует значительно более развитой системы образования. Поэтому реформа образования  в России необходима. Now!

Миф  четвертый (противников правительства): «власти как всегда готовят народу какую-то гадость».

Подготовка к реформе идет правильно: публично обсуждаются все главные предложения на всех стадиях, широко подключена общественность в самых разных формах. Пора переходить к принятию решений. Мешает то, что позиции часто слишком отличаются друг от друга идеологически. Широкая общественность уже запуталась: что обсуждается,  что уже внедряется, а что уже отклонено. В этих условиях идущая дискуссия легко может оказаться в руках лоббистских групп: предметных лобби, чиновничьих группировок. Надо вернуть дискуссию на почву, где своя позиция есть у большинства граждан.

Миф пятый: «надо обеспечить комплексную широкую реформу».

Реформа образования касается примерно 50 миллионов человек, проводить ее надо не так, как реформу по монетизации – все сразу и без подготовки. Главный принцип – нельзя все сразу, как, например, нельзя одновременно, чтобы в семье ребенок поступил в университет, делался ремонт, покупалась дача, и продавалась старая - покупалась новая машина. Половина из этого будет завалена, нужно делать эти дела по очереди. Есть несколько линий преобразований, и они должны быть проведены не одновременно:

-        изменение экономических, законодательных и административных механизмов (ГИФО, ЕГЭ);

-        изменение содержания программ, которые должны стать более современными;

-        участие в «болонском» процессе, интеграция российского образования в мировое и европейское.

Их надо делать по очереди, одно за другим.

Миф шестой: «специалисты разработают хорошую реформу».

Необходима не реформа как красивый проект для эстетических чувств разработчиков, а преобразование, вписанное в общество, понятое и поддержанное им. Нужно опираться на то, что большинство в обществе считает приемлемым и правильным. Реформа должна идти не только открыто (это уже делается и это очень хорошо!), но и опираться на общественное мнение. Ведь реализована она должна быть миллионами людей. «Война – слишком серьезное дело, чтобы доверять ее генералам».

Кроме этого, общественное мнение выделяет еще две задачи, которые можно считать срочными:

-        увеличение доходов учителей и преподавателей;

-       закрытие многих региональных филиалов и других «шарашкиных контор», занимающихся не продажей образования, а продажей дипломов.

В этой связи предлагается следующая очередность реформ в образовании:

-        резкое, одномоментное повышение зарплаты учителям и преподавателям, примерно в 4-5 раз. Это отчасти компенсирует то отставание в их доходах, которое накапливалось в течение 14 лет, повысит их статус, оздоровит атмосферу, будет встречено с пониманием общественным мнением. Ввиду того, что это немного человек и базовый уровень их доходов очень низок, то это не будет иметь никаких инфляционных издержек.

-        резкое усиление контроля над образованием, закрытие примерно 10% учреждений, пресечение практики продажи дипломов.

-        евро-интеграция - преобразования по болонской модели. Она возможна только после повышения доходов, так как она усиливает позиции студента, но ослабляет преподавателя.

-        изменение содержания программ, это будет встречено с пониманием общественным мнением, так как программы явно отстали.

-        изменение экономических механизмов после региональных экспериментов, которые уже идут.

Миф седьмой (противников правительства): «образование должно остаться бесплатным».

Образование не может быть только бесплатным, так как это означает, что деньги идут только государственные, но не идут частные и от бизнеса.

Система образования должна быть устроена так, чтобы она получала от государства максимум, что государство может дать, а кроме этого, дополнительно - получала средства из бюджетов семейных (частные) и корпоративных (бизнес).

Миф восьмой : «правительство уделяет недостаточно внимания образованию».

Этот миф – чистая правда, отношение правительства, точнее, его экономического блока к образованию – преступление перед нацией.

Можно считать доказанным фактом, что именно образование сегодня является важнейшим ресурсом и для человека, и для страны. Вложения в образование должны рассматриваться не как траты, а как инвестиции. Учителя искусственно брошены в нищету и коррупцию.

Государство, страна в целом, заинтересовано в том, чтобы максимальное количество людей получило максимальное образование. Это образование решает несколько проблем:

-        создает спрос на квалифицированный труд и тем самым способствует экономическому росту;

-        повышает уровень социализированности в обществе и тем самым социальную и политическую стабильность в ее широком понимании;

-        снижает маргинальность в обществе и тем самым снижает преступность и уменьшает угрозу терроризма;

-        дает людям шанс реализоваться в жизни.

Поэтому государство должно в своих интересах максимально вкладывать ресурсы в образование. Государство должно давать каждому деньги на образование не потому только, что этого требует социальная справедливость, а прежде всего потому, что это выгодно стране. Государство должно субсидировать и заказывать системе образования не только тех специалистов, в которых нуждается собственно государство, но тех, в которых нуждается страна, в том числе частный сектор (который сейчас не имеет стратегического планирования и поэтому не может быть серьезным игроком в системе образования). Государство должно заказывать системе образования и гражданина – человека, способного к демократии, конкуренции и внутри страны и на глобальных рынках.

Социал-дарвинистский подход к образованию уводит ресурсы из образования, обрекает нацию на недоученность, в конце концов все кончится тем, что власть в России будет захвачена другими людьми – не россиянами, которые получили образование в других странах, - тех, где элита не любуется на свою исключительность, а ведет нацию вперед. Сегодня идти вперед значит - получать образование. Это знает каждый россиянин, поэтому в стране такой бум частных семейных инвестиций в сферу образования. Российская элита не хочет этого видеть. Отсутствие реформы образования приводит к тому, что львиная доля этих денег идет проходимцам, которые берут деньги не за образование, а за допуск к нему (система взяток и репетиторства) и за корочки диплома (система филиалов). Российская элита не ведет страну вперед, а тормозит развитие страны. Российская элита приведет все к тому, что Россия потеряет свой суверенитет в кадровом вопросе, ей потребуется импортировать квалифицированных менеджеров для управления страной во всех сферах.

Надо стремиться к тому, чтобы через 15 лет в России была примерно такая структура занятости: граждане России, принадлежащие к ее базовой, русскоязычной культуре, занимают все высокооплачиваемые места, требующие образования, и контролируют все институты. А иммигранты, а таких России, видимо, потребуется через 15 лет немало, возможно, десятки миллионов, заняты в сфере неквалифицированного труда. Как в любой европейской стране.

То есть, современным гражданам России, обучающимися сейчас в школе, должна быть предложена такая структура знаний/квалификации, которая примерно соответствует не всей будущей структуре занятости, а только ее верхней части.

После повышения зарплаты педагогам первая задача - изменение структуры предметов в школе.

Важно перейти от подготовки инженеров к другим целям:

-        создание общего культурного и социального пространства в стране. С этой точки зрения обучение должно быть более унифицированным: везде нужен базовый учебник, который должен утверждаться профильным комитетом парламента и который должен обеспечить единство языка нации и ее базовых ценностей.

-        Функциональная грамотность – способность успешно жить в современном мире. Выпускник школы должен знать и компьютер, и что такое рынок жилья. Что такое рынок работы. Как выезжать за границу.

-        Общественное развитие. Выпускник школы должен быть гражданином, способным участвовать в выборах и других политических институтах современного общества. Воспитание нравственной личности, способной жить в обществе.

-        Базовые знания по основным предметам плюс профориентация (инженер, менеджер, врач) для дальнейшего получения работы.

-        Умение учиться.

-        Здоровье нации, способность быть здоровым, создать семью, вырастить детей.

Наша система образования последние 15 лет развивалась по американскому пути: полная свобода частной инициативы. Результат получился американский в бедном варианте - граждане покупают много товаров, но низкого качества. США – великая и богатая страна, но система образования у них хуже европейской, поэтому большинство американских нобелевских лауреатов получили образование в Европе. Если мы пойдем по этому пути дальше, но наша система образования станет не как в Северной Америке, а  как в Латинской Америке и через 15 лет нами будут править иностранцы, - и не американцы, а соседи, вкладывающие деньги в образование через государство: китайцы, казахи и турки.

02.09.2005
Сергей Марков

Версия для печати
Обсудить

Все Суждения


Экспресс-аналитика

Перейти
27.12.2007
С наступающим Новым годом всех наших читателей!

26.12.2007
Отложенный бойкот. Немцов снялся с выборов

26.12.2007
Правосудие превыше доказательств. В Молдавии оправдали убийцу корреспондента НТВ Ильи Зимина

25.12.2007
Русский народный Интернет. В Сети могут появиться домены на национальных языках, в том числе зона «.рф»

25.12.2007
Обезьянник для оппозиции. Дочь Шендеровича выпустили до суда, но могут посадить на 15 суток

24.12.2007
Заколдованный банк? Погиб второй за месяц топ-менеджер ВТБ

21.12.2007
Домой с чистой совестью. На праздниках в Швейцарии бесплатно развозят по домам выпивших граждан

21.12.2007
Еще больше единой Европы. Шенген расширился на 9 стран сразу

21.12.2007
Большая газовая дружба. Россия, Казахстан и Туркмения подписали соглашение о Прикаспийском газопроводе

20.12.2007
Президентом Южной Кореи станет кандидат от оппозиции. Его выбрали за экономические лозунги


Реплики

Перейти
26.12.2007   
Лучше стать канадцами, чем бразильцами
Своевременный вывод экспертов
Сергей Шелин

25.12.2007   
Я на Я пошел войною
Лидер "Яблока" вырастил себе достойного клона
Юрий Аммосов

21.12.2007   
Еще один год большого перехода
Продолжение эпохи или ее финал?
Сергей Григоровский

18.12.2007   
Агитпроп для Уолл-стрита
Чему их учат о России
Сергей Шелин

13.12.2007   
Новейшее российское волеизъявление
Итоги думских выборов
Петр Ильинский

11.12.2007   
Так побеждают инфляцию
Оптимизм чиновников сильнее экономики?
Сергей Шелин

10.12.2007   
Черные дни Черного континента
Саммит в Лиссабоне закончился провалом
Максим Артемьев


  Архив суждений
 

Экспресс-аналитика

Перейти
27.12.2007
С наступающим Новым годом всех наших читателей!

26.12.2007
Отложенный бойкот. Немцов снялся с выборов

26.12.2007
Правосудие превыше доказательств. В Молдавии оправдали убийцу корреспондента НТВ Ильи Зимина

25.12.2007
Русский народный Интернет. В Сети могут появиться домены на национальных языках, в том числе зона «.рф»

25.12.2007
Обезьянник для оппозиции. Дочь Шендеровича выпустили до суда, но могут посадить на 15 суток

24.12.2007
Заколдованный банк? Погиб второй за месяц топ-менеджер ВТБ

21.12.2007
Домой с чистой совестью. На праздниках в Швейцарии бесплатно развозят по домам выпивших граждан

21.12.2007
Еще больше единой Европы. Шенген расширился на 9 стран сразу

21.12.2007
Большая газовая дружба. Россия, Казахстан и Туркмения подписали соглашение о Прикаспийском газопроводе

20.12.2007
Президентом Южной Кореи станет кандидат от оппозиции. Его выбрали за экономические лозунги

20.12.2007
Стабильность без бойскаутов. Time выбрал Путина человеком года

19.12.2007
Главное – не победа, а участие. ЦИК собирает заявки на участие в президентских выборах

19.12.2007
Таинственные подозреваемые. Российские силовики, возможно, раскрыли два теракта

18.12.2007
Немного повоевать. Турция ввела 300 солдат на территорию Ирака

18.12.2007
Без аннексии полномочий. Путин пойдет в премьеры при президенте Медведеве

17.12.2007
Останется только один. В Киргизии, как и в Казахстане, может получиться однопартийный парламент

17.12.2007
Палец на кнопке. Система ПРО может спровоцировать Россию на ядерный удар

14.12.2007
Кошка Баскервилей. Корейцы вывели котят, которые светятся в ультрафиолете

14.12.2007
Жизнь бьет ключом. Российская власть продолжает аппаратную борьбу

14.12.2007
Они написали убийство. Американские политологи считают, что «Коммерсант» исказил их доклад о возможной гибели Путина

13.12.2007
Где оскорбленному есть чувству уголок. Каспаров не пойдет в президенты, потому что не нашел в Москве зала, чтобы провести собрание

13.12.2007
Английский язык, подпольно. Россия закрывает отделения Британского совета в регионах

12.12.2007
Мясной мир. Россия снимает запрет на ввоз животноводческой продукции из Польши

12.12.2007
Первый подход к снаряду. Тимошенко не утвердили премьером

11.12.2007
Арматура – оружие молодежи. В Волоколамске избили 40 корейских гастарбайтеров

11.12.2007
Признать – не признать? В Европе готовы поддержать независимость Косово, Россия предостерегает против этого

10.12.2007
Преемник – Медведев. Его выдвинули четыре партии и поддержал Путин

10.12.2007
Росприроднадзор закрыл бумажную фабрику на Байкале. Но не всю, и только на 5 суток

10.12.2007
Транспортные риски. На юге России опять взорвали рейсовый автобус, двое погибших


Суждения

Перейти
26.12.2007
Крестовый поход из гетто
Русская церковь в уходящем году
Владимир Можегов
21.12.2007
Всемирный банк поставил Россию на место
С которого не так просто сойти
Сергей Шелин
18.12.2007
Ожидаемая неожиданность
Все было объявлено заранее, только этого не хотели замечать
Петр Ильинский
14.12.2007
Что может быть после марта-2008
Границы нового курса
Сергей Шелин
11.12.2007
Exit
Поколение бэби-бумеров состарилось
Юрий Аммосов
07.12.2007
Гидра сепаратизма
Признавать ли России Абхазию и Южную Осетию
Дмитрий Нерсесов
03.12.2007
Дети подземелья, или Плоды просвещения
Ваххабиты из деревни Погановка выращены Церковью
Владимир Можегов
30.11.2007
Возвращение к гражданской войне
В ответ на суждение Петра Ильинского
Сергей Шелин
26.11.2007
Память о гражданской войне
Чтить жертвы важнее, чем помнить расстрельщиков
Петр Ильинский
23.11.2007
Мавр сделал свое дело
Предвыборные перспективы Саакашвили
Дмитрий Нерсесов
20.11.2007
Советизация нашей экономики
Непризнание проблем как способ их усугубления
Сергей Шелин
16.11.2007
1917-2017. Эпоха великой Скорби
Как примирить триумф и трагедию русской революции?
Владимир Можегов
12.11.2007
Потрясения в информационном поле
Мировые СМИ и чрезвычайное положение
Петр Ильинский
Все суждения Перейти
 
Потребности    Арабески    Карта сайта    О проекте    Авторы    GlobalRus.ru © 2002–2007 дополнительно Кнопка Рамблера