Девятого июля президент США Джордж Буш выступил с програмной речью, адресованной крупным американским промышленникам. Американское правительство в очередной раз показало: для США доверие к американской экономике в целом гораздо важнее сиюминутных финансовых выгод.
"Сейчас величайшей экономической потребностью Америки являются более высокие этические стандарты, которые подкрепляются жесткими законами и поддерживаются ответственными лидерами бизнеса", - заявил Буш. Основной экономической задачей американского правительства он посчитал вывод корпоративной отчетности компаний из тени и защиту акционеров компаний и вкладчиков пенсионных фондов.
Эту задачу американское правительство предлагает решать ужесточением ответственности за финасовые махинации и введением санкций по отношению к руководству “недобросовестных” компаний. В частности, было предложено удвоить срок заключения за финасовые преступления, ввести запрет на выплаты руководству компаний, находящихся под следствием, а проштрафившимся руководителям запретить в дальнейшем занимать какие-либо руководящие посты. Ужесточатся и требования к аудиторским компаниям и наблюдательным советам, которым отныне предписано быть “беспристрастными”. Фондовый рынок, по мнению Буша, должен требовать у руководства компаний согласования плана по выпуску дополнительных акций со всеми акционерами. В целях повышения уровня ответственности любая финансовая отчетность должна будет заверяться лично руководством, которое отныне также должно заранее оповещать о своем намерении продавать или покупать акции своих компаний.
В качестве контролирующего органа создана Комиссия по борьбе с корпоративным мошенничеством, которая займется расследованием дел, связанных с подобными преступлениями, и координацией усилий других ведомств, также занимающихся такими расследованиями. Буш также призвал компании следовать "лучшим из возможных путей" при составлении финансовой отчетности, а не просто выполнять минимальные требования. Кроме того, он предложил создать независимые регуляционные советы, которые бы следили за отчетностью компаний.
Конечно, Буш знал, что за подобным заявлением неминуемо последует очередной обвал американских фондовых индексов, а вслед за ними и доллара. Ведь инвесторы, уже потерявшие веру в американскую экономику, в ожидании дальнейших крупномасштабных проверок и усиления контроля над финансовой отчетностью американских корпораций просто предпочтут переждать, пока ситуация не “устаканится”. Однако то, что правительство сделает все, чтобы проблемы с подделкой финансовой отчетности впредь не угрожали американской экономике, после заявления Буша стало очевидно. То есть правительство взяло на себя ответственность за то, что процесс "устаканивания" будет успешным.
У Америки было бы не плохо поучиться и России. Действия американского правительства - яркий пример того, как методами государственного вмешательства можно регулировать бизнес-климат и экономическую ситуацию в стране. Проблема в том, что в России основные приоритеты отданы далеко не стабилизации экономической ситуации в стране, и зачастую политические и финасовые амбиции наносят существеный ущерб экономике. В России правительство не только не способствует созданию балоприятного бизнес-климата в стране, но и, зачастую, мешает этому. Вспомнить хотя бы историю со "Славнефтью", офис которой при негласном одобрении сверху неоднократно переходил из рук в руки и в итоге был занят человеком, фактически находящимся под следствием. В России практически отсутстует само понятие репутации. Ведь большинство руководящих постов во многих крупнейших российских компаниях занимают люди, подозреваюемые в финансовых махинациях. Если репутации нет - значит, нужно создать. Нужно сделать так, чтобы с какого-то определенного момента человек с капиталом (пусть и накопленным когда-то незаконным путем) начал строить свой бизнес только в рамках законности и фактически создавать с этого же момента свою новую репутацию.
Россия уже прошла стадию становления капитала, на которой было возможно применение незаконных методов в ходе процесса накопления денежных средств. Пора забыть об этом и начать заботиться о лице своего, российского промышленника. Причем заботиться надо не только путем создания благоприятных условий для конкуренции российской продукции на внутреннем рынке путем открытого лоббизма, но и путем плавного улучшения бизнес-климата в стране, хотя бы сверху. Самое смешное, что правительство пока недопонимает: в России уже созрели реальные предпосылки для перехода на цивилизованные и законные методы ведения бизнеса. Яркий пример тому - недавние действия ряда крупнейших компаний, фактически доказавших, что свою деятельность они осуществляют строго следуя букве закона, то есть “обелившихся”. Впрочем, и здесь требования американского рынка, на который устремились эти компании, сыграли свою решающую роль. Процесс "обеления" станет массовым и необратимым только тогда, когда перестанет быть только частным делом компаний, а станет госудаственным интересом. Только так можно добиться доверия к российской экономике.
У нас же текущие интересы (экономические, политические, социальные) определяют правительственные приоритеты, государственная экономическая стратегия оказывается их заложником. Взять хотя бы политику правительства в нефтегазовом секторе. Правительство, защищая интересы рядовых граждан и обязуя нефтяные компании в принудительной форме поставлять нефть, бензин, дизтопливо и мазут на внутренний рынок по более дешевым ценам, само создает предпосылки для того, чтобы компании мухлевали со своей отчетностью, платили взятки ГТК и Минэнерго, лишь бы хоть как-то компенсировать свои финансовые потери от подобного госвмешательства. И правительство, дабы в конец не обанкротить свою промышленность, вынуждено закрывать глаза на подобные действия, о которых все и всё знают. То есть если в Америке правительство делает все, чтобы бизнес был законным, у нас законность и "рыночность" бизнеса приносится в жертву сиюминутным интересам.
Правительство вынуждено ориентироваться на слишком общее понятие “населения”, в краткосрочной перспективе это, может, и приносит свои плоды (далеко не всегда положительные), но только в краткосрочной. Если российское правительство возьмет пример с Америки и начнет защищать не общие интересы населения, а экономические интересы страны и в первую очередь интересы промышленности, это принесет гораздо больше пользы. Если позволить российской промышленности свободно развиваться, создать благоприятный бизнес-климат внутри страны, это принесет такую финансовую выгоду, за счет которой вполне можно будет компенсировать потери некоторых социально незащищенных слоев населения от установления рыночных цен и, в целом, свободного рынка. Конечно, позволить не значит разрешить все, государство должно жестко контролировать соблюдение законов и правил игры в российской экономике.
К сожалению, Россия не Америка, где привыкли, что забота об американской экономике и американском народе - тождественные понятия. Где термины законности, доверия и репутации – ключевые бизнес-понятия. Где ясно, что чем богаче крупные компании, тем богаче вся страна в целом. В России, и в первую очередь по вине правительства (правда далеко не только ныне действующего), само понятие "обеспеченный человек" тождественно не понятию "честный, умный и уважаемый", а понятию – "вор". Как долго будет продолжаться подобная ситуация - не ясно, ясно одно: если ее не изменить, Россия никогда не станет одной из ведущих держав капиталистического мира.
А ведь изменить можно. Америка наглядно показала России, что госрегулирование можно применять не только во вред, но и на пользу. Ведь это ярчайший пример того, что государство может и должно вмешиваться в экономическую жизнь страны с целью установления и сохранения основных либеральных ценностей. Причем вмешательство это должно быть жестким, четким и абсолютно законным. И ради экономического блага страны нужно, наконец-то, научиться жертвовать сиюминутными интересами.
Источник: iUkraine.ru