Русские печатные СМИ в 1990-м были превосходны – к тому же их читали миллионы. В 1995-м они все еще были хороши, хоть и читаемы уже какими-то десятками тысяч. К 2000 году газеты и журналы стало уже затруднительно даже открывать, да почти и некому – читателем большинства изданий с определенного момента стал исключительно виртуальный, из социологического марева соткавшийся «успешный позитивный клерк со средним доходом». Разочарованная публика, чуждая успеху и позитиву, ринулась за громокипящими публицистическими дискуссиями в интернет, а затем, с 2001 года, и в Живой Журнал – изгнанные из официальной прессы (или же отбывающие там барщину) авторы пишут теперь бранчливые критики на власть и реальность в собственных дневниках.
Став общественной трибуной, ЖЖ, разумеется, поделился на «либералов» и «консерваторов» - те же, в свою очередь, незаметным для неискушенного взгляда образом размежевались на радикалов и умеренных. Не так уж много общего, в сущности, у романтичного московского младолиберала, машущего оранжевым флажком на митинге в защиту всех и всяческих свобод, кои, по его мнению, Россия обретет в борьбе – с хмуро насупившимся эмигрантом из Тель-Авива или Нью-Джерси, верящим в то, что только силами НАТО возможно навести порядок в стране, которая из «этой» давно стала для него «той». Равно не слишком близки между собой и умеренный патриот, отчасти поддерживающий Путина, горячо заступающийся за несправедливо, с его точки зрения, осужденную Иванникову – и угрюмый русский нацист, разводящий крокодилов где-нибудь в американской глубинке и сурово полагающий все происходящее в России с конца февраля 1917 года одним грандиозным заговором жидов. Заговором против «Удерживающего Государя», против него, истинного ревнителя благочестия. Против крокодила, наконец.
Впрочем, главными разжигателями массовых эмоций в Живом Журнале все чаще становятся сами условные «консерваторы», нежели столь же условные заговорщики-«либералы», коими всех так долго пугала патриотическая мысль. «Либералов» несколько меньше количественно, они в большей степени рассеяны по миру, но главное – они не в состоянии образовать фалангу, боевую дружину, «свинью» настолько плотную и однородную идеологически и стилистически, что отдельных людей за ней уже практически не будет заметно. Исключение составляет не только уступающая, но и заметно превосходящая профессиональных «русских патриотов» в стадном чувстве русская Интернет-диаспора Израиля – но ее, кажется, никто и никогда не уличал в проявлениях гуманистического либерализма. Всякий информационный повод, будь то собственно политика, чьи-то неосторожные высказывания или же уголовное дело, профессиональные «русские» отрабатывают с усердием, достойным большого восточного базара: пыль, крики, благородный гнев по поводу в который раз украденного у русских людей нерусскими вкусного пряника.
Но не скандалом единым жив русский националист. Случаются у них и всевозможные праздники, заседания и ассамблеи, отчеты о которых выглядят особенно замечательно, примерно так. «Великодержавный Слет прошел великолепно. Сначала выступил Григорий Шнеерзон, говоривший о том, что все мы сейчас должны быть евразийцами, прежде всего евразийцами. Он сказал, что мы – метафизические потомки метафизического Чингисхана, и потому власть над миром уже у нас в руках. Мы долго хлопали. Ему возразил Семен Рукоприкладский, очень точно заметивший, что без подлинного осознания себя русскими никакое евразийство не имеет смысла. Семен блестяще представил основные положения Русской Доктрины в очень яркой и понятной для нас, русских, форме – в отличие от недавнего Почвенного Собора, здесь времени было много, и Рукоприкладский смог как следует развернуться. В частности, он мудро говорил о тех, кто под прикрытием Православия, фонда «Открытая Россия», сети ресторанов «Сим-сим» и передачи «Русский взгляд» ведет на деле глубоко нерусскую, вредную и антипатриотическую пропаганду на тему желательной непродажи русским людям автомобиля «Лексус» и будущей Великой Войны за Тузлу. Мы долго хлопали. После него выступал замечательный, во многих отношениях легендарный русский публицист Зиновий Яковлевич Калита. В его недолгой, но чрезвычайно содержательной речи затрагивались такие важнейшие для всех нас, русских людей, темы, как православный бизнес, свободное ношение русскими духового ружья, засилие секс-фанатизма и лесбийского исступления на телевидении и в Государственной Думе, а также необходимость скорейшего принятия законов, защищающих нас от не нас. Мы долго хлопали. Затем видный монархист Илья Рюмочников, чинно обнеся всех присутствующих портретом Государыни Императрицы Александры Федоровны, зачитал главу из своего нового патриотического романа «Старец Григорий в бесконечности», где рассказывалась фантасмагорическая история о том, как воскресшего к новой жизни старца Григория сначала приняли за чеченского террориста, но затем все разъяснилось, и старец Григорий помог заново установить в России монархию. Я долго хлопал, но видел, как многие плакали. После этого представитель молодежного движения «Русские Топоры» рассказал о полезной деятельности своей организации, устроенной в духе высокоморальных и патриотических традиций. В частности, он показал нам отрезанную его личным русским топором голову русофобствовавшего на одной из московских улиц кавказца. Я долго плакал, но видел как многие хлопали. На этом, к сожалению, Великодержавный Слет закончился, и начался умиливший многих концерт с баяном, балалайкой и нагайкой».
Да, патриотический досуг не лишен живости и разнообразия. Не чета аморальным русофобским увеселениям.
Если же говорить о деятельности интернет-националистов сколько-нибудь серьезно, то им можно предъявить ровно одну претензию – не обсуждать же их абсурдные концепции «врагов России», «русофобия» которых «работает на распад страны». Или – их параноидальную активность в выискивании по сайтам «Новой газеты» и тому подобных сердитых СМИ «антирусских» словечек и статеек. Дело в том, что большинство сторонников Русской Правды не дружат с русским же языком. Пусть и убогие, но все-таки выстраданные их идейки могли бы завладеть умами обиженной части электората, когда бы они были изложены с присущим Гитлеру или Геббельсу пропагандистским искусством. Но нынешним апологетам «борьбы Руси против Неруси» далеко до революционной, во многом, сущности и риторики изначального фашизма – читая их бесконечно длинные, густые излияния, чувствуешь себя на редкость кюхельбекерно. Вслушайтесь в чеканные обороты видного радетеля русского народа г-на Данилина. «Большим достоинством того факта, что консервативные идеи в ЖЖ пользуются достаточно серьезным влиянием, является то, что их проводниками выступают умные и достаточно известные журналисты и публицисты, такие, как Константин Крылов, Егор Холмогоров, Павел Святенков, Владимир Голышев, Евгений Сандро, Аркадий Малер, Илья Бражников, Виктор Милитарев, Сергей Ильин, да всех и не перечислишь. В спорах с оппонентами они умеют объяснять свою позицию, доходчиво доносят свое видение ситуации до читателя».
По правде говоря, в многолюдном патриотическом стане есть только два литератора, способных сочинять по-русски нечто стилистически интересное – упомянутый выше Константин Крылов, и еще редко пишущая протяженные ЖЖ-посты пользователь evva. Подобно тому, как ренегат П.Б.Струве некогда призывал молодую русскую социал-демократию «пойти на выучку к капиталу», я призываю г-на Данилина (да и всех прочих профессиональных «русских») немедля отправиться на литературную выучку к Крылову и evva. В противном случае он вряд ли когда-нибудь сможет «доходчиво донести свое видение ситуации до читателя» - уж слишком оно у него косноязычно, видение-то. А если не выйдет «доходчиво», то и русский народ вовек не проснется, так и останется умученным и загубленным под жидовским, кавказским, либеральным игом. Под гнетом злодеев, сладостно жующих украденный у русского человека пряник, доедающих не им принадлежащий черепаховый суп. Поскольку к вредному сословию скравших пряник принадлежит и автор этих строк, ему не следовало бы ратовать за скорейшее риторическое самообразование посетителей Великодержавных Слетов. Однако честность важнее. Пишите лучше, господа фашисты, и «все у вас получится», как сказано было в символически близкой вам рекламе пива.