Резолюция с выражением мнения Сената по поводу ареста М. Ходорковского (S. Res. 258). Внесена председателем сенатского Комитета по иностранным делам Р. Лугаром (республиканец, шт. Индиана) в соавторстве с Дж. Байденом 4 ноября 2003 г. Единогласно одобрена Сенатом 9 декабря.
В преамбуле констатируется важность непредвзятого применения норм законодательства, обеспечения всем равных прав при осуществлении правосудия, привлечения инвестиций как фактора экономического развития и повышения уровня жизни российских граждан и т.п.
В постановляющей части содержится призыв к правоохранительным и судебным органам Российской Федерации обеспечить М. Ходорковскому полноту прав в соответствии с Конституцией в рамках «справедливого» и открытого судебного процесса так, чтобы был виден прогресс в плане продвижения реформы российского правосудия. Сенат полагает важным, чтобы со стороны России «прилагались все усилия в целях нейтрализации растущей озабоченности» в международном сообществе относительно политической мотивированности дел, возбужденных против М. Ходорковского и других крупных бизнесменов, а также насчет «возможных злоупотреблений системы правосудия в России».
Проект закона «Об укреплении безопасности США и союзников» (S. 1864 / S. 1865 / S. 1866) внесен в Сенат председателем Комитета по иностранным делам Р. Лугаром (республиканец, шт. Индиана) 14 ноября 2003 г. в соавторстве с Дж. Байденом. 17 ноября включен в рабочий календарь палаты.
В соответствии с законопроектом госсекретарь уполномочивается оказывать содействие правительству Российской Федерации по замене радиоизотопных термогенераторов (используемых для работы маяков в Арктике, метеостанций и для получения электроэнергии в отдаленных районах) на солнечные или другие неядерные источники электрической энергии.
Проекты совпадающих резолюций Палаты представителей и Сената с выражением мнения Конгресса относительно членства Российской Федерации в «восьмерке» (H. Con. Res. 336 / S. Con. Res. 85). Вариант Палаты представителей внесен 21 ноября 2003 г. старшим демократом в Комитете по международным отношениям Т. Лантосом (шт. Калифорния) в соавторстве с К. Коксом. Направлен на рассмотрение в Комитет по международным отношениям.
Сенатский вариант внесен в тот же день Дж. Маккейном (республиканец, шт. Аризона) в соавторстве с Дж. Либерманом. Направлен на рассмотрение в сенатский Комитет по иностранным делам.
В констатирующей части содержатся всевозможные претензии в адрес России - от обвинений в «жестокостях по отношению к населению Чечни» до упоминания о «попытках установить контроль» над независимыми СМИ, НПО, религиозными организациями, а также другими элементами гражданского общества «в целях приглушения критики в адрес правительства». Говорится и о том, что «арест и преследование в судебном порядке видных фигур в российском бизнесе, поддержавших оппозицию президенту В. В. Путину, являются примерами выборочного применения законодательства по политическим мотивам».
Вопрос об исключении Российской Федерации из «восьмерки» в проектах непосредственно не ставится. Дальнейшее участие России в ее деятельности, включая возможность проведения на территории страны очередного саммита в 2006 г., обусловливается выполнением ряда требований по части верховенства закона, независимости судебной системы, свободы слова и СМИ. Отмечается, однако, что членство России по согласованию с другими участниками «восьмерки» могло бы быть приостановлено до тех пор, пока президент «не доложит Конгрессу о приверженности» российской стороны соблюдению указанных демократических принципов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно констатировать, что в течение последнего десятилетия в российско-американских отношениях, торгово-экономических связях, в том числе в оформлении их обновленной правовой базы, достигнут определенный и на отдельных направлениях существенный прогресс. Созданы важные правовые и организационные механизмы, в частности, экономического и научно-технического партнерства. В этой сфере, как и в сфере политического взаимодействия, отношений в целом, накоплен положительный опыт взаимодействия на уровне глав государств, руководителей федеральных ведомств, законодателей, предпринимательских объединений, представителей региональных властей.
Вместе с тем, экономический фундамент двусторонних отношений остается неустойчивым, что связано с широким использованием норм американского законодательства, дискриминирующих российскую сторону, и является причиной достаточно скромных результатов на пути российско-американского сближения в целом. При этом законодательство США носит преимущественно универсальный характер и не ориентировано исключительно против России, хотя фактическая направленность норм и особенно практика их применения очень часто наносит ущерб в первую очередь российским интересам.
Имеет смысл повторить, что не должно быть никаких иллюзий относительно возможности изменения американского законодательства как такового. Однако юридическое признание Соединенными Штатами новых позитивных реалий в отношении Российской Федерации вполне достижимо. В этой связи в первую очередь целесообразно работать над корректировкой применения американского законодательства в том, что касается российских интересов. Для этого потребуется дальнейшее наращивание потенциала взаимного доверия и сотрудничества на всех уровнях.
Учитывая, что наибольшая инерционность в принятии решений наблюдается в Конгрессе США, имеет смысл укреплять межпарламентское взаимодействие, разнообразить его институциональные формы, чтобы убедить американских законодателей в иррациональности использования в тех или иных целях образа врага, сложившегося в другую, ушедшую в историю эпоху. Российским парламентариям следует, в частности, содействовать активизации информационной работы, разъяснять на конкретных, текущих примерах фактическое несоответствие ряда американских законодательных норм времен «холодной войны» новым внутренним российским и международным реалиям, которое препятствует не только конструктивному развитию российско-американских отношений, но и дальнейшему движению России по пути рыночной экономики, о чем два десятилетия назад США не могли даже мечтать.
Последовательная ревизия отживших законодательных норм содействовала бы реальному укреплению зарождающихся партнерских отношений между двумя странами, заинтересованность в которых неоднократно выражалась на самом высоком политическом уровне и подтверждается опросами общественного мнения и в России, и в США.
Не исключено, что наличие политической воли у обеих сторон и успехи усилий на данном направлении могли бы привести к включению России в категорию стран с особым для США партнерским статусом или же, учитывая ее специфику, закрепление за РФ такого статуса, который содействовал бы последовательному, конструктивному углублению отношений между странами и общественностью обеих стран, началу качественно нового периода в наших отношениях.
Для устранения существующих барьеров на пути развития взаимовыгодных связей между Россией и США необходимо сосредоточить усилия на решении следующих приоритетных задач:
- полный и окончательный вывод России из-под действия поправки Джексона−Вэника, блокирующей предоставление России режима «нормальных» торговых отношений на постоянной и безусловной основе (следует иметь в виду, что отмена поправки, сегодня не столь уж значимой и абсурдной по своим первоначальным мотивам, приобретает тем не менее символическое для характеристики наших отношений значение);
- после предоставления российской экономике рыночного статуса по американскому торговому законодательству и на период до присоединения нашей страны к ВТО было бы справедливым заключить двустороннее соглашение, препятствующее рассмотрению жалоб американских фирм без необходимого доказательства ущерба, нанесенного истцу;
- достижение полного взаимопонимания с США по вопросу присоединения России к ВТО на стандартных условиях и без предъявления завышенных требований, таких как присоединение к необязательным соглашениям и инициативам ВТО;
- достижение взаимопонимания на самом высоком уровне о том, что любым изменениям в режиме двусторонних экономических связей вне зависимости от обстоятельств должны предшествовать консультации;
- обеспечение допуска российских товаров на американский рынок на взвешенной и недискриминационной основе;
- снятие в США ограничений на экспорт в Россию высокотехнологичной продукции, такой как суперкомпьютеры, устранение барьеров па пути закупок США российской космической техники;
- отказ США от дискриминационной практики в отношении российских банков, развитие двустороннего межбанковского диалога.
Подводя итог вышесказанному нельзя не отметить, что различного рода санкции в отношении России по-прежнему остаются активным инструментом внешнеполитического курса США и создают значительные, постоянные трудности на пути очевидной целесообразности сближения позиций и совместных действий обеих стран по целому ряду острых международных проблем. Это происходит в тот момент (и данная мысль представляется в докладе одной из главных), когда характер и масштабы вызовов интересам России и США для их успешной нейтрализации и тем более снятия с международной повестки дня требуют уровня доверительности и сотрудничества, намного превышающего степень сближения и координацию усилий последних лет. И не только на ниве совместной борьбы с международным терроризмом.
Таковы реалии сегодняшнего дня. И путь, который нам необходимо пройти, не сможет увенчаться успехом без изменения политического мышления, которое зачастую демонстрирует уже не оправдывающий себя, но привычный и доведенный до автоматизма режим санкций. В значительной мере, о чем свидетельствуют набирающие силу конструктивные договоренности последних лет, ряд инициатив Конгресса, это обстоятельство получает все более широкое признание. Растущее осознание совместимости интересов России и США ставит перед представителями законодательной и исполнительной власти обеих стран задачу совместного формирования системы первоочередных приоритетов в наших отношениях и оптимизации способов их решения.
Данный доклад раскрывает некоторые российские озабоченности. Естественно, что у американской стороны имеется свое видение смысла происходящего. Представляется, что лучшее понимание интересов друг друга открывает возможность их более полного учета, а это, как известно, составляет суть сотрудничества между государствами, народами и людьми.