Далеко не всякое экономическое начинание – даже в мире чистогана – имеет своей целью получение прибыли. Когда Роман Абрамович покупает “Челси”, а мэр какого-нибудь Сосновоборска вводит бесплатный проезд пенсионеров на общественном транспорте, они рассчитывают на дивиденды, трудно выразимые в тривиальной денежной форме. На рынке же средств массовой информации подобных некоммерческих проектов – вообще пруд пруди. Крупный экспортер цветных металлов или совладелец банка учреждает очередной бессмысленный глянцевый журнал для того, чтобы его юная жена в колонках светской хроники именовалась “главным редактором”, а не “бывшей моделью”, а телеканал “Культура” показывает великую “Африканскую королеву” (правда, почему-то в будний день в 11 утра), чтобы граждане могли более цинично относиться к демагогам, сетующим на “засилье тупого американского кино”.
Во всех этих случаях, однако, не встает вопрос о контенте. Автомобильных и часовых салонов, модных показов и ресторанов всегда хватит для наполнения самого убогого глянцевого журнала, а классическое кино не закончится, даже если “Культура” будет крутить его с утра до ночи семь дней в неделю. Первая же реакция на сообщение о том, что ВГТРК решила в ближайшее время запустить круглосуточный чисто информационный канал очевидна: а что показывать-то будут?
Конечно, сразу же не обошлось без упоминания CNN. Логика тут столь немудрящая, что даже как-то неловко: компания Тернера – эталон информационной тележурналистки, а может быть и не только информационной. Стало быть, новый некоммерческий проект ВГТРК изначально ориентирован на самое лучшее и качественное, что есть на рынке, благо, “у канала “Россия” на сегодняшний день самый большой объем постоянно снимающихся сюжетов, интервью, самых разных съемок”.
Тут, однако, важно помнить вот что. CNN не является, как принято считать, просто «чисто новостным каналом». Это международное телевидение, ориетированное на сравнительно тонкую прослойку зрителей, интересующихся, главным образом, мировыми новостями и мировой экономикой. То есть не свалка «большого объема постоянно снимающихся сюжетов», а довольно-таки жестко структурированный проект, не пытающийся покинуть свою нишу. Разумеется, во время катаклизмов аудитория CNN расширяется до глобальной, но в мирные дни это, в сущности, такой же специализированный канал, как MTV или Eurosport.
Механизм перенятия передового опыта на родные равнины представляется весьма загадочным. Пока определенно говорится об интеграции в сетку «русского CNN» выпусков Euronews и полноценного использования региональных ресурсов государственного телевидения. При этом совершенно не учитывается, что рейтинги Euronews (канала, по пафосу и скуке стремительно приближающегося к советскому ЦТ) совершенно справедливо ничтожны, а новости из других регионов, как правило, никого не интересуют. Это видно по тому же интернету, где есть несколько сайтов, специализирующихся на провинциальной хронике. 90 процентов их содержания – полуанекдотические истории из разряда «в райцентре Нижние Воробьи участковый проиграл жену в сику». То же, что дейтствительно волнует жителей райцентра – когда, например, в этом сезоне начнут топить и почему до сих пор не закончат реконструкцию моста – на «русском CNN» покажут едва ли.
То, что наиболее прибыльными на информационном рынке являются проекты, адресованные сравнительно небольшим аудиториям – будь то журнал для владельцев внедорожников или кабельный канал для любителей гомоэротизма – неизвестно, кажется, только в России. Здесь по-прежему с маниакальным упорством пытаются запустить «общенациональные газеты» (в результате издающиеся тиражом 7 000 экземпляров в пределах Центрального административного округа Москвы) и «федеральные каналы». Поскольку в абсолютном большинстве на это тратятся чужие деньги, неизменные провалы ничему не учат.
Кстати, о провалах. Кое-какой опыт организации нон-стоп вещания у ВГТРК уже есть. Запуск с колес телеканала «Спорт» предваряла приличная кампания, основной смысл которой сводился к тому, что вместо антигосударственных инвектив ТВС зритель будет круглые сутки знакомиться со свежайшими спортивными трансляциями. На наивные вопросы о том, что «Формула-1» (правами на которую владеет ВГТРК) бывает раз в две недели, а другие топ-мероприятия раскуплены задолго до ударной сдачи госспортканала, инициаторы затеи предпочитали не отвечать. В результате сетку «Спорта» заполняют повторы матчей недельной давности чемпионата России по футболу, а вот исторической стометровке вольным Александра Попова на чемпионате мира места в прямом эфире не нашлось. А ведь спортивное телевидение – как раз то самое специфическое развлечение, которое в силу этой самой специфики универсально и годится для круглосуточного вещания на все часовые пояса: Лигу чемпионов будут смотреть и в Москве, и во Владивостоке. Не сумев организовать достойное зрелище на таком благодатном и апробированном материале, команда Добродеева, однако, смело взялась за выпуск продукта, аналогов в мире СМИ до сих пор не имеющего.
Впрочем, как бы то ни было, а новости на телевидении нужны. Нынешняя ситуация, когда у нас есть два спортивных канала, половину вещания остальных занимает Регина Дубовицкая со товарищи, а вместо новостей огромные сюжеты из деревни Нижние Лужки про жизнь тамошнего гармониста – иначе как сюрреалистической не назовешь. Но, может, все-таки сначала попробовать наладить информационную сетку на основных каналах, создать сеть региональных новостей, а уж потом выходить на общероссийские просторы с грандиозными проектами.