«Откупная армия», которую предлагает в своей статье Игорь Иванов, является, пожалуй, худшим из вариантов решения армейской проблемы. Не потому, что она подразумевает отмену призыва. Призыв в армию, вне всякого сомнения, надо упразднять. В том виде, в каком он есть сегодня, это – одна из главных общественных язв, и с этим, скорее всего, никто не будет спорить. Однако главный вопрос не в том, надо ли сохранять призывную систему, а в том, чем её заменить. И это – вопрос подходов, а точнее – предпосылок.
Предпосылки тех, кто предлагает зафиксировать де-юре сложившуюся сегодня систему откупа от армии, в принципе, понятны. Согласно им, армия – это социальное зло, маргиналия, от которой необходимо отгородиться стеной умолчаний и недомолвок. Кто-то же должен охранять все эти бомбы и ракеты, воевать в Чечне и стеречь границу – так пусть это будут те, кому совсем уже некуда податься и у кого нет другого выбора. Все, у кого есть пара извилин и чуть-чуть денег – откупаются, остальные (т.е. кретины и нищие) – служат, ну и пусть служат. Пусть только получают пособие от менее сирых и убогих, и будет им на что выпить и закусить.
По сути, Игорь Иванов капитулирует перед проблемой, признавая ситуацию безнадежной, а положение вещей незыблемым, и предлагает зафиксировать status quo, постаравшись попутно извлечь максимальную выгоду. Легализация откупов и дальнейшая люмпенизация армии – это гораздо дальше от понятия «военная реформа», чем даже предложения Минобороны и др. заинтересованных товарищей.
Обойтись без реальной военной реформы, ограничившись лишь реформой комплектования, сегодня попросту нельзя. Призывная система – безусловное зло, но она – лишь следствие той конструкции национальной обороны, которая у нас имеется на сегодняшний день. Обороны, рассчитанной на отражение агрессии большой континентальной державы, наподобие фашистской Германии, и ни на что другое. И потому звучащие сейчас многочисленные предложения по реформе системы комплектования армии, в том числе и «откупа», являются следствием той вредной иллюзии, что возможно сохранить здание, перекрасив и подновив его фасад.
Какую армию мы получим в результате легализации системы откупов?
Это будет, во-первых, армия, состоящая из социальных низов. Точнее, хорошо вооружённых и экипированных на откупные деньги детей из неблагополучных семей, беспризорников, жителей многодетных национальных окраин и депрессивных регионов. Причём всё это будет единственная социальная прослойка, имеющая в руках оружие – остальные же не только не будут его иметь, но даже и не будут знать, как им пользоваться.
Во-вторых, это будет армия, оплачиваемая не столько государством, сколько «богатыми» – которые, впрочем, ничем, кроме отстёгиваемых ими денег, с этой армией связаны также не будут. Управляемость такой армии из центра будет вызывать огромные сомнения.
В-третьих, абсолютно непонятны мотивы, по которым люди, служащие в этой «армии социального призрения», будут воевать и умирать за Родину. Что, кроме денег и невозможности откупиться, будет их там держать и что заставит служить?
В-четвёртых, при такой системе придётся выстраивать армию исходя не из задач обороноспособности страны, а из количества имеющихся на данный момент неоткупившихся призывников, что по определению противоречит задачам национальной обороны – неважно, будет этих призывников больше или меньше, чем нужно.
Предпосылки в жанре «откупиться и забыть» - неприемлемы. Задача военной реформы – не только одолеть зло призывной системы, но и построить реально обороноспособную и лояльную государству армию. А для этого необходимо, в числе прочего, сделать так, чтобы в армии находили себе место – и, главное, цель и смысл для своего там пребывания – самые разные люди из всех слоёв общества. По сути, речь идёт о реанимации старого, ещё милютинского лозунга «всесословной армии». Именно об этом – наш проект «Три армии для России».
Можно ли реформировать армию, отменив призыв, и обойтись без откупов?
Да, можно, если есть государственная воля и решимость идти на издержки, в том числе – и в первую очередь - материальные. По поводу волевых качеств сегодняшних властных структур, конечно, особого оптимизма не имеется, но деньги, вне всякого сомнения, есть. Дело в том, что бессилие и нищета госбюджета – глубокое заблуждение. Исполнительной власти, в ее сегодняшнем виде – возможно; но не бюджета, даже и сформированного действующим правительством.
Военная реформа – одна из ключевых. Планируя такие преобразования, нельзя думать, что можно обойтись тремя копейками, хотя авторы реформы «по-министерски», наверное, так и не думают. Просто они писали свой проект, скорее всего, не ради запуска реальной реформы. Или были введены в заблуждение расхожими лозунгами про экономию бюджетных средств. «Не потратившись, не реформируешь» - это, к сожалению, почти аксиома. Эффект любой структурной реформы – долгосрочный, и бессмысленно планировать ее с главной целью - сэкономить. За 154 млрд. руб., потраченные в 4 года, невозможно реформировать российскую армию. Растратить можно, а реформировать – нет. «Мы не так богаты, чтобы покупать дешевые вещи». Это как раз про реформы, необходимые нашему государству.
В действительности, бюджет страны имеет все необходимые ресурсы уже сейчас и тем более он будет способен понести необходимые расходы в следующие несколько лет. Ведь экономика будет продолжать расти, в этом ни у кого нет сомнений. Вопрос только в том, какими темпами и благодаря или вопреки.
Наш взгляд на экономику вопроса:
1. 150 000 рублей в год – зарплата рядового. Армия, численностью 600 000 человек, будет стоить (с учетом более высокой зарплаты командного состава) примерно 120 млрд. рублей в год – при доходах бюджета почти в 2,7 триллиона рублей - сумма вполне приемлемая. Плюс единовременные инфраструктурные затраты, порядка 30-45 млрд. рублей. А если провести беспристрастный анализ необходимой численности армии, возможно, что расходы будут даже меньше указанных.
2. Масштабная программа льготного ипотечного и потребительского кредитования, в зависимости от выслуги лет. Кредит на машину можно давать через 4-5 лет службы, квартиры – 10-12 лет. Не дарить машины и не строить бесплатные квартиры для всех – это не под силу и экономически гораздо более мощным государствам, но субсидировать процентные ставки. Предусмотреть возможность, в особых случаях, выдачи беспроцентных кредитов на 20-25 лет.
3. Бесплатные (максимальные скидки, основная оплата за счет государства) курсы по переподготовке, получение новой профессии и т.д.
Госструктуры начнут принимать нормальный облик только тогда, когда за работу госслужащих начнут платить нормальные деньги, позволяющие не добирать на стороне; а то, как добирают в такой структуре, как советская армия Российской Федерации, - особый разговор. То, что здесь происходит – находится вне всяких границ и представлений. Это уголовщина и казнокрадство, которые оборачиваются тем, что по нашим солдатам стреляют из российских автоматов, взрывают на наших же минах, бьют по ним из знакомых минометов, проданных их сослуживцами, а нередко ими самими. Абсурд пополам с трагедией.
Источники финансирования – в первую очередь, те самые профильные статьи бюджета под названием «Национальная оборона» и «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства». Вместе с уже имеющейся статьей «Военная реформа», размером в 14.6 млрд. руб., им принадлежит в бюджете-2003 более 600 млрд. руб. Счетной палате надо поручить по-хорошему проверить эффективность расходов. Чтобы проверяли и отчет писали не ради внутриведомственных дрязг и подковерной борьбы, а дела для. И резервы, можно не сомневаться, откроются. Должен быть стимул для поисков, а главное, нахождения необходимых источников финансирования. Тут не лишне вспомнить значение латинского слова stimulus - остроконечная палка, которой погоняли животных.
Плюс финрезерв, теперь стабфонд, который можно уменьшить на несколько миллиардов долларов. Никаких проблем это не принесет, только придаст хороший импульс для более активной интеллектуальной работы Минфину, а то с учетом громадного «нефтяного» профицита 2003 года на 1 января 2004 г. должен сформироваться денежный мешок размером более 300 млрд. рублей. А при таком богатстве думать и предлагать вообще становится трудно, тем более у нас.
Плюс, наконец, госсобственность. Ради разовых затрат на военную реформу не грех и продать что-нибудь ненужное. 75% Связьинвеста, Роснефть, лицензии на богатые месторождения, Внешторгбанк, да и много чего еще осталось. Только делать надо более толково, чем с пресловутой Славнефтью. Хорошую предпродажную подготовку оперативно провести, настоящих западных инвесторов пригласить и не издеваться над ними, как это получилось в конце прошлого года, а расстараться для клиента. И тогда, продав, например, даже 75% Роснефти, можно будет и контроль государства сохранить за разработкой важнейших месторождений и реформу провести всерьез.
А, тем временем, речка движется и не движется. Про реформы по-прежнему поется, но мотив слегка изменился, а слова так совсем другие; идея откупа от призыва, по-началу казавшаяся экстравагантным пиаром одного карнавального депутата, все больше овладевает истеблишментом, и умные журналисты толково, обстоятельно об этом пишут, и вполне почтенные политики предлагают свои варианты по схеме "деньги – долг – деньги". В результате, вся реформа сведется к тому, что вместо люмпенизированной и слабоуправляемой армии мы получим армию чисто люмпенскую и неуправляемую вовсе, и тогда Красная Армия окажется всех сильней, и с этим уже никто не поспорит.
Материалы ГлобалРус по теме:
Игорь Иванов. Платить, нельзя служить. Откуп от призыва спасет российскую армию
Акции: Три армии для России:
От редакции. Тезисы к проекту военной реформы. Самой профессиональной армией всегда была гвардия
Никита Коренцвит. Российская экономика может позволить себе любую военную реформу. Осталось определиться с главным: какую именно необходимо провести
Александр Храмчихин. Если тебя не призвали, это должно стать позором, а не счастьем
Игорь Иванов. 10 способов уклониться от армии. Надо перестать врать самим себе
Алина Мангутова. Солдатами не рождаются, солдатами умирают