Свадьба - трогательное социальное действо с элементами потребительской истерики. Частный семейный карнавал.
"Свадьба пела и играла", "сыграли свадьбу" и пр. Русский народный гений склонен играться в свадьбу. С другой стороны - тривиальное "анкетное" перечисление жизненных событий озвучивается приблизительно так - "родился, женился, умер". Что за удивительный онтологический гамбургер, где женитьба - горячая плотская прослойка меж двумя глыбами мрака?
Позвольте провести классификацию церемоний.
"Красная" свадьба, комсомольская, студенческая, молодежная, безалькогольная, номенклатурная, еврейская, богемная. Ныне - великосветская, купеческая.
Пример "красной" или "революционной" свадьбы приводит Юрий Герман в своей огненной трилогии "Я отвечаю за все". Выкупалась Аглая в реке Унче и пошла к председателю ревсовета Грише. - Ну что, Аглаюшка, была ты девкой, а стала замужней гражданкой. Но если захочешь воспользоваться пароконной ревсоветовской упряжкой в личных своих целях - не посмотрю ни на что, ославлю на весь мир! - Помолчал и спросил: "А хлебушка у тебя не найдется?". Поели они черствого аглаиного хлеба, и ..." В самом аскетизме обряда "красной свадьбы" скрывалась идея ненадежности, недолговечности союза. И точно ( велика правда сюжета) - не прошло и месяца, как привезли Гришу убитого на избежавшей непотизма пароконной повозке.
Пышность церемонии - залог основательности союза.
Вот женится защитник "Спартака" Дмитрий Парфенов. Это богатая, но "простая" свадьба, купечество. Лимузин, украшенный цветочными гирляндами; платье выписано из Парижа по каталогу, невеста - статная блондинка; обручальные кольца из белого золота, бракосочетание (в Грибоедовском, разумеется, ЗАГСе) тут же обмыли шампанским "МОЕТ".
Но... "В ожидании церемонии Дима и Наташа целовались. "Ах, как сладко !"- восклицала невеста после каждого поцелуя. Диму переодически подзывала к себе теща, приговаривая: "Лучший зять нам достался!"
Обрядовость так же простоватая: "Все с интересом наблюдали, как Дима и Наташа делят каравай. Молодых предупредили: кто откусит больший кусок, тот и будет главой семьи. НАТАШЕ ДОСТАЛОСЬ ПРАВО КУСАТЬ ПЕРВОЙ. Она как следует разинула рот и отхватила от каравая столько, что сторона жениха приуныла. Но Дима не растерялся - он немного подумал и решительно отломил от каравая почти половину. "Ну, ты даешь! " - воскликнула Наташа. "Молодец!" - закричали друзья-футболисты и ринулись поздравлять молодых."
Примета, освященная культурой (больше власти в семье получит тот, кто первый ступит на ковер у аналоя), заменена крестьянской, советской. Таких подмен много - нынешний свод брачных примет на редкость эклектичен. Иной раз потешен. Вот прибегает ко мне темной полночью близкая знакомая, чуть не подруга. И вот что, задыхаясь от рыданий, говорит: "Между нами все кончено! Он душил меня фатой!"
Он душил ее узорчатой...! Чудо-чудное. Он - маленький мосгордумовский депутат, само благочиние, не помолившись и взятки не возьмет, воплощенный гений домашности. Дом - полная депутатская чаша. Дети (три девочки, одна от жёниного первого брака) дерутся за право поднести папе тапочки. В спальне, над ложем - икона в дорогом киоте; сверху, вместо простонародного рушника, наброшен был палевый газовый шарф, сыгравший в день венчания роль фаты для моей прелестной подруги. По некоей уж совсем этнографической причуде присутствие фаты в спальне считалось благолепной приметой, скрепляющей и освящающей этот симпатичный брак.
И вот распоясовшийся депутат, не найдя другого орудия... Тут, конечно, чтобы происшествие не выглядело чудовищным, нужно хотя в двух словах обрисовать характер потерпевшей. Душечка, конечно, душечка, но женщина более чем яркая. Депутата огрела табуреткой из цельного массива дуба. Дуб дубом вышибают. Ну и что б не помириться? Нет! "Он душил меня фатой!" Признаюсь в нехорошем. Хотелось спросить - а флердоранж в рот не засовывал? Шутка грубая, солдатская...
Смешение стилей и ритуалов свадьбы - старорусской, новорусской, советской, американской, континентальной - приводит к интересным наблюдениям. Вот известный человек - торжество и блеск его бракосочетания сохраняют светские фотографические издания ("Семь дней", например) - пьет на свадьбе, смеясь над собственной неловкостью, из лощенейшей босоножки новобрачной. Невдомек триумфатору, что питие шампанского из туфли есть примета разгула, низкой гульбы. Поедемте в нумера! Что-то такое, вероятно, смутно помнил суженый - что-то из классики, из свадебного, про обувку. "Свадебный мальчик" надевал на ногу невесты атласную туфлю с серебряной монетой, у Бунина - "на скользкий шелковый зеленоватый чулок".
То же смешение в сюжете "насчет свадебных машин." Англосаксонская традиция такова: машина новобрачных потешно разубрана, с особенными табличками, исполненными английского черного юмора, лучше к машине прикрепить связку консервных банок или низку старых башмаков. Да еще бросать ботинки вослед. Этот великий британский букет самоироний можно было бы назвать кокетством, когда бы тут не было искренней несусветной гордыни.
А по-русски эдак не получается, я раз видела, как у Грибоедовского вослед лимузину с венком на капоте ("гирлянд просим не возлагать") группа европеизированных молодцов попыталась кинуть драный сапог. Милиция подошла разбираться. Очевидно, свадьба есть столь основательная государствообразующая процедура, что ее следует охранять столь же крепко, как границу. Границу между жизнью частично общественной и общественно частной.
Тому в пример воспоминание из восьмидесятых годов - свадьба питерского панка Никиты Гавно ("а" - принципиально). Целую ночь соловей нам насвистывал, и мы, то есть, гости расписывали кармином простыню, которую после и вывесили из окна.
Представьте себе бледное питерское похмельное утро, срамной флаг плескался недолго - шутовство было тем более бесплодное, что пародирование узбекской свадьбы для Ленинграда восьмидесятых выглядело не особенно остроумно. А соседи меж тем настучали. Сказали -- даже над СВЯТЫМ надсмеялись. А что было "святое"? Свадьба!
Из отверстого подьезда округа "Гольяново" вся в шелках грядет невеста, молча тащит пьяного. У подьезда "Жигули" лентами украшены: дяди вовины, Цветковых, и, конечно, сашины. А у Саши в "Жигулях" диски-то литые; магнитола "Пионер", баки налитые. Только завтра поутру протрезвеет Саша. И, пожалуйста, жена - дорогая Маша. И не то что бы неволей - вместе жили третий год. А неволей в чистом поле толстый лопушок растет?
Слова - народные.
"Не следует забывать, что великосветский брак - это всегда прибыльная операция, где тяжкий дебет Порядка переписывается в кредит Природы; где печальная и дикая история людей растворяется в общественном ликовании вокруг Супружеской Четы".
А это Ролан Барт говорит, в сущности, о том же.