«Мертвечинкой питаетесь, мертвечинкой приторговываете, некрофилия это, а не жизнь!» ("КонтрКультур'а 1991")
В Новосибирске, вот прямо в настоящий момент (по дням, а не по часам), происходят нетривиальные судебные разборки. На 17-е декабря назначено очередное слушание по поводу незаконной продажи трупов местными судмедэкспертами в ФРГ. 56 тел и 400, грубо говоря, мозгов, реально утекли за рубеж в "Гейдельбергский институт пластинации", дабы превратиться там в учебные пособия для сибирских студентов-медиков. Пикантность ситуации состоит в том, что директором института пластинации и изобретателем уникального метода мумифицирования является Гюнтер фон Хагенс, скандально известный выставкой препарированных мертвецов "Мир тела" и публичным вскрытием трупа, которое транслировалось по телеканалу. Красота спасет мир?
Вот в чем вопрос
Не правда ли, в удивительное время мы живем? Хлеб не уступает зрелищу в богатстве ассортимента, разнообразие же последних с каждым днем переходит все новые пределы. Настолько быстро, что мне лично стало интересно: а они, пределы, вообще есть?
Сорокин лежит уже томами. На днях видела новые три, сделаны шикарно, каждый по толщине тянет на "Войну и мир", в общем, ничего не скажу - впечатляет. И прочие иже с ним и Лимоновым на той же полке в ряд. Красота... Множественных шоу по телевизору в полноте всех имеющихся оттенков. Такого, понимаете ли, спектра, что старое доброе "За стеклом" уже не катит ни в какое сравнение. Если первые добровольцы жили все-таки несколько натужно, то ныне имеющиеся на полную катушку жрут насекомых («Фактор страха»), преодолевая страх, и выплывают на какой-нибудь остров, дабы на полном серьезе проредить там имеющийся животный и растительный мир («Последний герой»). Попутно встречаясь по трое в каком-нибудь специально построенном домике, дабы найти свою предполагаемую половину («Третий лишний»). «Две тысячи лет даром для нас не прошли» (М. Щербаков)
Вскрытие публичное в Англии без малого годков 170 не проводилось, то ли неинтересно было, то ли подпадало под какой-нибудь грех внушительной степени. Темные были люди, короче, не понимали красоты внутренних органов, как минимум. Медику фон Хагенсу даже дико себе такую невежественность представить, он двигает анатомию в массы. Двигает красиво, не без творческого вдохновения, что не странно. Ибо сейчас все делается под этим соусом.
Ю.Мамлеев пишет вещи, от которых волосы на голове шевелятся, но таким слогом, что оторваться невозможно. Фильмы на данный момент снимаются просто спаси и сохрани, маньяку и фантазию напрягать не надо - берешь сюжет и претворяешь в жизнь. Некоторые и претворяют. Респектабельный человек по заветам доктора Лектора ("Молчание ягнят", "Ганнибал", "Красный дракон") пожарил пикантные части жертвы на ее глазах и на пару с оной съел приготовленное. Вряд ли режиссер перечисленного задумался над вопросом, насколько пряма связь между его творением и возникшим после реальным уголовным делом. Под влиянием ли увиденного человек отведал себе подобного, или это все проблемы его личной глубокой патологии, которую и подстегивать было ни к чему.
Как я уже сказала, сомневаюсь, что режиссер задумался, а мне вот до сих пор интересно - что, в итоге, первично? Есть что-то завораживающее в этом процессе, когда фантазии одного достигают сразу многих. В буквальном смысле – всего мира. Особенно сейчас.
Как ни крути, а у де Сада не могло быть такого охвата аудитории, во всяком случае, поначалу.
Примечательно, что чем дальше продвигаются технологии по охватыванию все большего количества умов, тем чаще от очередного творца на вопрос, кому адресуются его вирши, можно услышать что-нибудь типа «двухтумбовому столу». Впечатление интересное складывается, будто сидит такой самодостаточный ваятель в своей квартире, а слава и зрители ищут его исключительно своими силами, да так, понимаете ли, настырно, что в итоге и находят…
«Я до сих пор не понимаю, почему то, чем я занимаюсь, нравится кому-то еще» (В. Сорокин)
Если для одних вот таких высокой души людей творчество стало сугубо личным персональным делом (не подразумевающим никакой ответственности за то, чему оно в итоге учит жадное до прекрасного все остальное человечество), прочие даже и не скрывают, что занимают игрушечками толпу.
Среди них есть и те (вот вроде того самого немецкого профессора), которые не развлечения ради, а токмо прозрения для несут свои идеи в массы.
Эти, второго типа, на фортуну не надеются, публичный успех свой пестуют, как могут, и тут им высокие и прочие технологии – в помощь. Никакой элитарности и избранности они не признают, предпочитая брать количеством, им не нужно «лучше», они согласны просто на «больше». Ток- и реал-шоу – их стихия, книжные и телесериалы – среда обитания. Но если для двух последних массовость обеспечивает, как бы это выразиться, невысокий интеллектуальный уровень, то первым двум дает очки зрелищность и дикость происходящего. И, значит, пусть одни что-нибудь эдакое вытворяют, а другие на это смотрят.
А у других свойство такое есть, пресыщение. Время идет, и что-то «пипл» уже не «хавает» с прежним энтузиазмом. Острота чувств притупляется, кровь из кетчупа потеряла актуальность, а хамские замашки из «Окон» воспринимаются слишком обыденно и привычно.
Тем паче, что действительно донельзя походят на теперешнюю стандартную жизнь.
В общем, им, другим, подавай свежатинку.
Да есть ли она, эта виртуальность?
«все на свете из пластмассы
и вокруг пластмассовая жизнь»
(«Сплин»)
Я вынесла в подзаголовок название статьи для журнала «Компьютерра», которую писала года этак два назад, всячески доказывая, что ее, виртуальной реальности, еще нет. По прошествии этих трех лет я могу смело констатировать – ее уже нет.
Когда-то это было дюже модно, судить-рядить ТВ с Интернетом, ах, отрыв от действительности, ох, люди уходят туда с головой, причем некоторые даже по самые ботинки… Страшные анекдоты рисовали пугающие перспективы для сперва ФИДОшников, потом чатников, затем уже всего человечества поголовно: дескать, эти внеземные миры, дай им только волю, нас пожрут и костей на клавиатуре не оставят. Сей чудный миф был красив и держался стойко (некоторые до сих пор в него верят), что позволило режиссеру «Матрицы» прилично нагреть руки на своем творении.
Однако, чем дальше, тем больше становится ясно, что человечество не только не собирается отказываться от реальности, но даже и не прочь впустить ее в свою жизнь по полной. Вышеприведенные многочисленные реал-шоу – самое безобидное из того, что может предложить нам специализирующаяся на «натуральных продуктах» развлекательная индустрия. Вниманию настоящих гурманов представляется порнуха, а также документальные съемки убийств и весьма изощренных пыток. Когда-то публичные казни в виде зрелища заменились фильмами ужасов, кажется, мы потихоньку возвращаемся в славное прошлое.
В этом плане фон Хагенс с его скульптурами из препарированных трупов выглядит почти на уровне нормы. Кажется, именно этого он и пытался, судя по его высокопарным речам, добиться. Думаю, его попытки увенчались успехом, если учесть, сколько зрителей по всему миру выставку посетило и сколько после завещало свои тела для будущих аналогичных. Так, что я чувствую себя в роли какого-то моралиста-питекантропа, никак не соглашаясь с тем, что освежеванная беременная женщина с освежеванным же и помещенным в ее тело семимесячным младенцем – это всего лишь экспонат непонятного мне вида искусства.
Примечательно, что имеющиеся у меня среди знакомых медики тоже почему-то не поспешили воспеть дифирамбы оригинальному способу продвижения в массы красоты анатомии. Как сказал один из них: «Есть разница, с каким намерением сдирать кожу человека. Я в будущем буду спасать жизни, а чем займутся праздные посетители?».
Думаю, этот вопрос так же неинтересен фон Хагенсу, как и Сорокину, как и… Имя им - легион.
Потому, что жизнь - борьба
«- Как вы думаете, пастор, чего больше в человеке - человека или животного?
- Я думаю, что того и другого в человеке поровну.
- Так не может быть.
- Может быть только так.
- Нет.
- В противном случае что-нибудь одно давно бы уже победило»
(«Семнадцать мгновений весны» Ю. Семенов)
Я скептически отношусь к пессимистичной позиции Михаила Леонтьева («Однако») и любого другого, провозглашающего, что мир катится исключительно к одной из катастроф (экологической, экономической, моральной и пр.).
Я не знаю, становится ли изощреннее зло. Скорее всего, да. Изощренность его даже не в орудии (химическом, психологическом, бактериологическом и др.), но во все большей изящности и просвещении, красоте и утонченности. Человечество, повидавшее всякого и научившееся многому, совершенствуется в представлении своих самых неблаговидных черт в максимально выгодном свете. Это не только касается искусства, в эту же кучу валятся маленькие победоносные войны «ради мира на земле» и многое другое.
Я не знаю, становится ли зла больше. Скажу так: не исключено. Хотя ужас-то, конечно, не в этом. Зло становится нормой, вот что страшно. Или пытается преподать себя как норму, что в наш век тотального пиара почти синонимы…
Но я знаю точно, что мир становится лучше. И каждое поколение, идущее за нами, обладает достоинствами, которые нам и не снились. И я вижу, как все эти жвачки голубых экранов и эксклюзивного отнюдь не прекрасного «прекрасного» их не берут. Как гораздо внимательнее они относятся друг к другу и к миру, как мало что принимают на веру и думают преимущественно своим умом. Их уже не так-то просто обмануть.
Я думаю, что в итоге все остается в прежнем соотношении. И увеличение одного порождает увеличение другого. Злое и доброе в человеке движутся по спирали, и второе пока еще компенсирует первое.
И даже, думаю, намного превышает. Ибо темные стороны человеческой души все-таки более агрессивны по сути, и то, что они до сих пор не сумели окончательно взять верх, говорит о качественном перевесе качеств светлых.
Да и пределов у действительно искусства все же нет. Что само по себе не может не радовать…
PS:
11 января 2003 Гюнтер фон Хагенс сообщил в интервью телеканалу Sky News, что в его ближайшие планы входит создание выставки, на которой зрителям будут представлены трупы, занимающиеся сексом, дабы желающие могли проанализировать, каким образом в этом важном действе задействована анатомия.
Все Суждения
|