Министр иностранных дел России Сергей Лавров предостерег против поспешного признания независимости Косово. «СМИ сообщают о стремлении ряда стран свести все дело к интерпретации резолюции СБ ООН таким образом, чтобы оправдать признание независимости Косово на случай одностороннего провозглашения этой независимости. Мы подробно обсудили эту сторону дела, позиция России заключается в том, что интерпретировать резолюции СБ ООН в одностороннем порядке так же опасно, как в одностороннем порядке предпринимать любые действия, подрывающие международное право», - сказал Лавров на пресс-конференции вечером в понедельник.
Об одностороннем признании Косово в начале недели заговорили в Европе. Переговоры между Белградом и Приштиной закончились ничем, доклад тройки посредников лег на стол генсеку ООН Пан Ги Муну. В Косово объявляли, что готовы провозгласить независимость сразу после того, как это случится, и хотя власти края пока воздерживаются от резких движений, в ЕС готовы поддержать их. Во всяком случае, глава МИД Швеции Карл Бильдт, передает Reuters, заявил в Брюсселе, что «фактическое единство» по косовскому вопросу в достигнуто и все 27 членов Евросоюза, за одним исключением, готовы поддержать косовских албанцев. Бильдт не стал называть страну, которая пока отказывается встать на сторону Приштины, но по неофициальной информации, это Кипр. Ранее Испания, Греция, Венгрия, Словакия, Румыния и Болгария тоже были против этой идеи, но похоже, их удалось уговорить.
Похоже, Европа намерена-таки разрубить этот Гордиев узел. Для нее это не очень характерно, в Брюсселе и в евростолицах не любят резких движений, но при этом здешнее стремление форсировать проблему, причем именно в пользу косоваров, можно понять. Де-факто регион уже независим, и, в конце концов, местные жители имеют право жить так, как хотят. Тем не менее, косовский прецедент все равно очень опасен, причем последствия могут затронуть и саму старую Европу, которая не чужда сепаратизма (см. расколотую Бельгию), и это не говоря о Европе новой, которая не зря составляла основную оппозицию признанию Косово. Последствия для третьего мира могут быть еще хуже, потому что там проблемы обычно решают более радикальными методами. Да, собственно, в самом Косово сейчас живут две враждующие нации – албанцы и сербы, – и где гарантии, что победители не расправятся с побежденными? Вряд ли ЕС обрадуется новым этническим чисткам или даже массовому исходу беженцев в центре Европы. Кроме того, если в Брюсселе действительно пойдут на одностороннее признание Косово, этим будет страшно недовольна Россия, и ее надо будет чем-то задабривать – возможности для торга есть, но пока не ясно, что готова предложить Европа. В общем, проблем полно, и решение поддержать Косово не столько разрешает их, сколько дает старт новому витку кризиса. Хочется надеяться, что в Европе это осознают и, по крайней мере, планируют дальнейшие свои действия.