В Берлине задержан экс-министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили. Ранее грузинские власти изменили ему меру пресечения с освобождения под залог на предварительное заключение, и, как выяснилось, объявили его в международный розыск. По каналам Интерпола был распространен запрос на арест Окруашвили, и в итоге его задержали в Германии, куда он то ли уехал сам, то ли был выслан грузинскими властями.
Теперь Генпрокуратура Грузии должна передать Германии материалы обвинения, на основании которых Берлинская судебная палата и федеральное ведомство по вопросам юстиции должны будут решить вопрос об экстрадиции. На это у грузинской стороны есть 40 дней. Адвокат Окруашвили Эка Беселия уже назвала своего клиента «политическим узником», хотя формально против него выдвинуты обвинения по уголовным статьям. Немецкие СМИ отмечают, что Окруашвили намеревался просить в Берлине политического убежища, однако не успел этого сделать. Стоит напомнить, что в августе в аналогичной ситуации Австрия отказала Казахстану в экстрадиции президентского зятя Рахата Алиева. Его обвиняли в уголовных преступлениях, но преследование связывали с борьбой за власть, и в итоге венский суд постановил, что Алиева нельзя выдавать, потому что «ему не может быть гарантировано честное рассмотрение дела».
Надо признать, что грузинские власти задумали неплохую комбинацию. Как правило, высылка за пределы страны, хоть и выводит оппозиционера из активной политической игры, но зато дает ему защиту от преследований. Окруашвили выводиться из игры не захотел совсем, но Саакашвили нашел на него управу – или, во всяком случае, попытался найти. Грузинская власть, при всей своей ловкости, ведет здесь рискованную пиар-игру, втягивая Германию в свои внутренние разборки. Как люди законопослушные, немцы задержали Окруашвили, получив соответствующий запрос, однако дальше им придется все-таки решать вопрос об экстрадиции, а это уже сложнее. Конечно, обвинения против Окруашвили выдвинуты по уголовным делам и звучат вполне достоверно, но, как показывает дело Рахата Алиева, и в такой ситуации тоже возможен отказ в выдаче. Немцы теперь вынуждены решать – либо отдать Окруашвили и подставиться под обвинения в том, что Германия поддерживает авторитарные действия Саакашвили, либо дать экс-министру политическое убежище и тем самым косвенно признать, что грузинские власти подрастеряли свой светлый демократический имидж. Пока не факт, что решение понравится Тбилиси.