В парижских предместьях начались стычки местной молодежи с полицией. Эпицентр находился в городе Вилье-ле-Бель в 20 км к северу от столицы, где этой ночью драки молодежных группировок с представителями властей продолжались до утра. Всего к настоящему моменту пострадало около 60 полицейских, восемь госпитализированы с огнестрельными ранениями. Совершены нападения на две съемочные группы – у обеих украли камеры, у France 3 еще и избили корреспондента. При этом в Вилье-ле-Бель задержали только двоих нападавших.
Поводом для протеста стала гибель двух подростков из иммигрантских семей. В ночь на понедельник 15-летний Мушин и 16-летний Ларами врезались на своем мотоцикле в полицейскую машину и погибли. Расследование уже установило, что именно мотоциклисты нарушили правила, а у полицейских просто не было возможности поступить по-другому в той дорожной ситуации, однако бунты все равно начались и идут вторую ночь. В Вилье-ле-Бель сожжено несколько десятков машин, полицейских закидывают камнями и даже обстреляли из дробовика. Уже есть опасения, что это может стать началом новой волны массовых беспорядков, аналогичной протестам, которые спровоцировал в 2005 году инцидент в Клиши-су-Буа. Президент Саркози досрочно прервал свой визит в Китай, чтобы вернуться во Францию.
При всем уважении к молодым людям, разбившимся по своей или чужой глупости, понятно, что дело тут не просто в мести за двух конкретных «жертв режима». Молодежь из неблагополучных предместий, особенно иммигрантских – один из двух главных врагов президента Саркози, наряду с профсоюзным движением. С последним Сарко уже воюет, теперь подключилось и первое, найдя подходящий повод выразить свое недовольство в привычной форме – при помощи кулака, булыжника и коктейля Молотова. Возможно, именно это будет самым сложным испытанием для нового президента – поскольку он человек жесткий, но и бунтующая молодежь куда меньше расположена к переговорам и уступкам, чем профсоюзы: организованности у детей иммигрантов меньше, а эмоций явно больше. Подавляя их силой, легко будет испортить публичный имидж власти, поскольку действовать придется очень сурово, а как их замирить – сходу трудно и представить. Тем не менее, есть подозрение, что у Саркози имеется свой план. Пока полицейские скорее проигрывают бой, но это вкупе с, в общем-то, натянутым поводом для протестов может создать у публики впечатление, что молодежь является агрессором, а не жертвой. А это уже способно лишить протестующих поддержки общественного мнения и, соответственно, дать полиции карт-бланш на полномасштабный ответный удар. Хотя сначала надо убедиться, что со стороны властей это действительно гамбит, а не честное поражение.