В Краснодаре закончено уголовное разбирательство по «делу Софьи Куливец» - новорожденной девочки, которая потеряла руку из-за врачебной ошибки. Мировой судья признал виновными обвиняемых – 50-летнего врача Владимира Пелипенко и 36-летнюю медсестру Елену Сеничеву. Они получили максимальное наказание по статье «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей» - по 1 году колонии. Им также на два года запрещено работать по специальности. Пелипенко и Сеничева своей вины не признали, настаивая, что причиной происшедшего стало врожденное заболевание Софьи – тромбофилия, – хотя такое заключение дала только одна экспертиза, две другие подтвердили, что этого заболевания у ребенка нет.
Инцидент произошел 30 декабря 2006 года, когда Софью Куливец в тяжелом состоянии доставили в одну из краснодарских больниц с диагнозом «коклюш». Медсестра ставила ей катетер, но ошиблась и попала не в вену, а в артерию. Когда ошибка была замечена, Пелипенко прописал не тот препарат, и в руке образовался тромб. Ситуацию скрывали от родителей, продолжая неправильное лечение, пока не стало очевидно, что ребенка спасет только операция, в результате которой девочке пришлось отрезать руку с плечевым суставом. В результате даже протезирование возможно будет осуществить только через несколько лет. Стоит отметить, что суду еще предстоит разобрать гражданский иск семьи Куливец: родители требуют компенсировать им 77 тысяч рублей за материальный ущерб, и 10 млн – за моральный.
К сожалению, пока рано считать, что дело закончилось, а тем более – что оно закончилось приемлемо (насколько это здесь возможно). Прежде всего, приговор пока получается половинчатым. Если говорить об этом как об уголовном преступлении, то наказание получается явно недостаточное: все-таки врач и медсестра искалечили младенца, пусть и не специально. С компенсациями же вопрос вообще не решен – хотя в случае врачебной ошибки именно это должно являться ключевым пунктом разбирательства. Впрочем, в российском законодательстве вообще не прописано, что такое «врачебная ошибка», так что тут есть над чем поработать не только прокурору с адвокатами, но и нашим законодателям (старая Дума уже закончила работу, но, слава Богу, скоро будет новая). Глобальные выводы – это вообще главное, что здесь должно интересовать публику: госпиталей по стране много, и мамы с папами, отвозя туда своих заболевших младенцев, теперь имеют дополнительный повод для нервов. Здесь нужны и карательные санкции – ужесточение наблюдения и наказаний, – и поддержка врачей (деньги-льготы), и более жесткая селекция медперсонала – чтобы на работу брали только тех, кто не путает вену с артерией на любом дежурстве, хоть бы и предновогоднем. Увы, как раз об этих вещах разговоров меньше всего, так что остается уповать либо на то, что Минздрав не любит пиарить свои действия, либо на эффект от нынешней показательной порки.