Туркмения поддерживает идею о том, чтобы продавать свой газ напрямую Евросоюзу, без посредничества России. Об этом заявил еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс, который провел переговоры с туркменским президентом Гурбангулы Бердымухаммедовым. При этом Пиебалгс подтвердил, что пока возможности пустить газ в обход нет, но стороны рассматривают различные варианты строительства альтернативного газопровода, который может пойти через Каспий. Кроме того, еврокомиссар заявил, что Туркмения открыта для зарубежных инвестиций в местную газодобывающую отрасль, особенно в месторождения на Каспийском море.
Сейчас туркменский газ идет на Запад только через российские трубы. «Газпром» закупает его по $100 за тысячу кубометров и перепродает в Европе уже на уровне $265 за тысячу кубометров. Тем не менее, ЕС смущает не столько цена – Пиебалгс уже заявил, что «Европа готова предложить выгодную цену за туркменский газ», – сколько сам факт зависимости от России. Сейчас Евросоюз активно ищет способы диверсифицировать свои источники энергоносителей. Правда, пока сложно оценить серьезность намерений Туркмении. Некоторые эксперты уже высказывают мнение, что обещания Евросоюзу даются, просто чтобы надавить на Россию, с которой Туркменистану еще предстоит определять цену на газ на 2008 год.
Конечно, все это пока не слишком серьезные разговоры, но в стратегической перспективе тенденция для России неприятная и невыгодная. Москва всегда пыталась контролировать туркменский газ, но даже при Туркменбаши это удавалось не до конца – Ниязов был склонен вдруг повышать цены. Бердымухаммедов скромнее Отца Туркменского народа, но зато и политику проводит более самостоятельную. Для России это, впрочем, не поражение, а пока только вызов. До сих пор наша внешняя энергетическая политика сводилась, в общем, к «газовой дубинке» – особых альтернатив нашим поставкам не было, а значит, не требовалось и больших усилий, можно было только пожинать плоды и пополнять закрома Стабфонда. Российским газовикам рано или поздно придется встряхнуться и взяться за дело – удержать Туркмению возможно, но для этого надо будет найти, что ей предложить: компромиссные контракты, альтернативные проекты, гарантии ее экономических интересов, и так далее. Все это, конечно, сложно, но и полезно. В современном бизнесе, в том числе и транснациональном, монопольное положение – это нестандартный фарт, обычно дела делаются в конкурентной борьбе, так что таким вещам надо учиться.