Сегодня в 8:00 мск началась бессрочная забастовка докеров Морского порта Петербурга. Им не повышали зарплату с 2006 года, и теперь портовый комитет Российского профсоюза докеров требует постепенного увеличения выплат на 30% и выработки механизма индексации зарплат. В смену докеры будут работать только два часа вместо восьми, разгружая предписанные законодательством грузы – химические и опасные. Ожидалось, что в акции протеста примет участие до 1300 человек, однако пока к ней присоединились около 350 недовольных. Администрация заявляла, что готова рассматривать вопрос об индексации зарплат, но только если докеры откажутся от протестов. Стоит отметить, что в 2005 году питерские докеры уже бастовали и добились удовлетворения своих требований.
По интересному совпадению, своя забастовка как раз начинается во Франции. Там, правда, недовольны не докеры, а транспортники, а также энергетики и студенты. Транспортные профсоюзы добиваются сохранения льготного режима пенсий, учащиеся протестуют против перевода вузов на частное финансирование. Ожидается, что движение внутренних и международных поездов на период забастовки сократится где-то в 10 раз, не исключены вечерние отключения электричества. 13 из 85 университетов страны уже блокированы недовольной молодежью.
Два этих эпизода как будто специально показывают две крайности профсоюзного движения. Во Франции могущественные рабочие объединения начинают борьбу за сохранение цеховых привилегий, отбиваясь от президента, который хочет наконец-то заставить страну работать. В России ситуация поразительным образом напоминает конец XIX века, когда «низы» только начали осознавать, что они могут собраться вместе и защищать свои права – или то, что считают своими правами, – от начальства. Если французские протесты впечатляют своей явной избыточностью, то на российские по-прежнему грустно смотреть, и в масштабах страны это только курьезы: «Морской порт Санкт-Петербург» - только одна группа стивидорных компаний, работающих в Большом порту Питера. Правда, она самая крупная из всех, но на нее приходится только 22% грузооборота – и бастуют еще и не все ее сотрудники. Впрочем, зато это похоже на тенденцию: за последние две недели в Петербурге изъявляли желание бастовать еще и рабочие «Форда», сотрудники «Почты России» и персонал Октябрьской железной дороги. Скорее всего, это предвыборная реакция (сейчас у нас все предвыборное), но выборы пройдут, а привычка защищать себя своими силами может и остаться. К сожалению, офисных работников эта тенденция по-прежнему никак не затрагивает.