За один день в Азовском и Черном море, где сейчас бушует сильный шторм, погибло 5 судов. Еще несколько пострадали или сели на мель. Первой жертвой стал нефтетанкер «Волгонефть-139», в ночь на воскресенье разломившийся пополам в Керченском проливе, рядом с российским портом «Кавказ». Экипаж удалось спасти, хотя на это потребовался целый день, но из танкера в воду вытекло около тысячи тонн мазута. Днем возле порта «Кавказ» затонули два сухогруза, «Нахичевань» и «Вольногорск». К полуночи на понедельник удалось спасти только 3 из 11 членов экипажа «Нахичевани», хотя в МЧС утверждают, что остальные 8 моряков живы. Экипаж «Вольногорска» покинул судно на плоту, который прибило к косе Тузла. Суда перевозили около 2 тысяч тонн серы каждое. Позже на остатки «Вольногорска» напоролся «Ковель» – третий сухогруз с серой. Команда долго пыталась спасти судно, но около 7 часов вечера ей также пришлось эвакуироваться.
В 11 часов по местному времени в Севастополе затонул сухогруз «Хаш-Измаил». Он ходил под грузинским флагом и перевозил груз металла из Мариуполя в Тарту. К ночи удалось спасти только двоих из 17 членов его экипажа. В воскресенье же украинский сухогруз «Вера Волошина» выбросило на берег на мысе Меганом в районе Судака в Крыму. Около Новороссийска сели на мель греческий и турецкий сухогрузы (их капитаны не справились с управлением), в Керченском проливе – две баржи, а у северо-западного побережья Крыма – российский буксир. В этих инцидентах никто не пострадал. Было также сообщение, что еще один танкер того же типа, «Волгонефть-123», прохудился, и из него вытекает мазут, но эту информацию позже опровергли. В порту «Кавказ» из соображений безопасности снялись с рейда и вышли в море 42 судна, еще 17 не смогли этого сделать. Стоит отметить, что скорость ветра в Азовском море в воскресенье превышала 30 м/с, а волнение на море достигало 6-7 баллов. По оценке специалистов, за ночь шторм должен ослабеть. Спасательные операции на период темного времени суток прерывать не планируют.
МЧС уже подтвердило, что ситуация беспрецедентная, ранее шторма в Керченском проливе никогда еще имели таких последствий. В самом деле, абсурдное наступание на грабли – три сухогруза с серой на одном и том же месте – было бы даже занятно, опиши его Хармс, но в реальной жизни получается не смешно. Более двух десятков человек пропало без вести (т.е. даже если они еще живы, их носит ночью по штормовому морю), экологический ущерб от гибели «Волгонефти-139», по первым оценкам, придется устранять несколько лет, а об убытках экономических и думать не хочется. Свалить все только на погодные условия невозможно: Азовское и Черное моря – не самые опасные воды, но 6-7-балльный шторм здесь не уникальное явление. Раз же уникальными оказались последствия, значит, дело в чем-то еще помимо непогоды – тем более что синоптики дали прогноз еще 10 ноября. Впрочем, в чем дело, уже примерно понятно. Суда были построены еще при Советском Союзе: «Волгонефть-139» – в 1978 году, и оно было самым новым из пяти погибших кораблей. В большинстве своем эти суда не были приспособлены для плавания в сложных условиях. «Морской бюллетень» сообщает также, что администрация порта «Кавказ» долго не давала части кораблей разрешения укрыться в портовых водах. Наконец, нельзя исключать и человеческий фактор – известно, что как минимум некоторые из судов, севших на мель, пострадали из-за ошибки капитана. Но в любом случае, все это складывается в выразительную картину упадка, развала и просто краха торгового флота. Справедливости ради – не только российского, но и постсоветского вообще. Но от этого не легче.