Грузинская оппозиция объявила о временном прекращении акций протеста. Это решение было принято после того, как президент Саакашвили объявил о введении на территории всей страны чрезвычайного положения «в связи с попыткой госпереворота». Чрезвычайный режим будет введен на 15 дней. Решение еще должен утвердить парламент, но он лоялен президенту, и с ним никаких проблем не ожидается. Тем временем, в больницах остается еще 94 раненых в ходе вчерашнего разгона демонстраций. Всего ко врачам обратилось более 500 человек, но большинство из них уже смогло вернуться домой. Среди пострадавших есть целый ряд журналистов, а также омбудсмен Грузии Созар Субари. Накануне спецназ разгонял демонстрации мощными слезоточивыми шашками, водометами (с водой красного цвета для усиления паники) и резиновыми пулями. Протестующие несколько раз разбегались и пытались собраться в другом месте, но их каждый раз тщательно зачищали. Вечером спецназ также ворвался в здание оппозиционного телеканала «Имеди», после чего тот прекратил работу. Сейчас в Грузии все каналы транслируют только художественные фильмы.
В Human Rights Watch уже выразили особую обеспокоенность действиями грузинских властей. В Госдепе США также заявили, что поддерживают право граждан на мирные протесты. Правда, стоит отметить, что ранее помощник госсекретаря Мэтью Брайза назвал митинг оппозиции «неконструктивным», «разрушительным» и «безответственным». Сами грузинские власти на критику ответили только огромным числом обвинений в адрес России, которая якобы готовит переворот в Грузии. Президент Саакашвили даже запутался в показаниях: он назвал разгон митинга «операцией по восстановлению движения транспорта», но одновременно прямо обвинил в подрывной деятельности трех российских дипломатов. Правда, внятных доказательств причастности Москвы к происходящему нет.
Ни о какой демократии в Грузии, конечно, уже и говорить не стоит. Авторитарные режимы чаще бывают либо левацкими, либо правонационалистическими, но Саакашвили показал, что авторитаризм можно выстроить и на демократии. Истерическая расправа с оппозицией подтвердила, что свободолюбивая и народолюбивая риторика грузинских властей не имеет отношения к их реальной политике – это только маркер геополитической лояльности. И кстати, благодаря этой лояльности Саакашвили может сойти с рук то, что он сделал: США дали понять, что не поддерживают оппозицию, и хотя расправа все равно вызвала в мире легкий шок, всерьез давить на Саакашвили, скорее всего, не будет ни Вашингтон, ни остальное мировое сообщество, поскольку никому это не надо. Активные действия может предпринять только Россия, которую вождь грузинского народа, ничтоже сумняшеся, замазал грязью ради нужного пиара. Но пока Москва сдерживается, и возможно, это лучший выход: ресурс адекватных мер просто исчерпан – отношения с Грузией уже не могут стать хуже, чем есть, – а новой депортации грузин или чего-нибудь в том же духе нам точно не надо.