В России все-таки замораживают цены на основные продукты питания. Как пишет «Коммерсант», в Минсельхозе прошло совещание с основными производителями и продавцами продовольствия – на него пригласили, в частности, представителей компаний «Вимм-Билль-Данн» и «Юнимилк», а также торговых сетей «Метро», «Перекресток», «Мосмарт». На совещании была достигнута договоренность о фиксировании отпускных цен на ряд продуктов – питьевое молоко жирностью до 2,5%, нежирный кефир, сметану, белый и черный хлеб, яйца, подсолнечное масло, сахар, сыр. На них установят минимальную торговую наценку – только 10%. Сейчас идет доработка деталей соглашения, к середине недели правительство должно одобрить документ, после чего под ним подпишутся все крупные сетевые ритейлеры и федеральные производители продовольствия. Соглашение рассчитано на срок до 31 декабря, но может быть пролонгировано. В МЭРТе специально подчеркивают: «Участие в таком соглашении со стороны компаний будет строго добровольным». Интересно, что агентство «Новый регион – Екатеринбург» уже сообщает о появлении в местном гипермаркете АШАН ограничений на продажу подсолнечного масла «на один чек». Правда, ограничение действует уже неделю.
В общем, свершилось: правительство отрегулировало цены. Добровольность такого решения кажется довольно сомнительной – конечно, дело вряд ли дошло до прямых угроз со стороны официальных лиц, но такие ужасы и не требуются. Взаимосвязь власти и деловых кругов выстроена у нас так, что последние едва ли откажут чиновникам в том, что тем нужно, особенно когда это вопрос предвыборный – слишком уж важны для бизнеса хорошие отношения с властью. В данном случае это даже приносит объективную пользу – поскольку есть сильные подозрения, что нынешний взлет цен обусловлен не только объективными экономическими факторами, но и банальной накруткой. Тем не менее, с точки зрения госуправления это, конечно, поражение: в советские время в экономику уже лезли с административными методами, и последствия вышли известные. Сейчас есть свои объяснения – это не системное решение, а авральное затыкание дыр перед выборами, – но запретный плод все равно сорван, и в следующий раз сорвать его будет еще легче. В общем, нынешний ценовой кризис еще раз напомнил о целом ряде российских проблем: у бизнеса – с ответственностью, у власти – с эффективностью, а в области их отношений – с доверием и сотрудничеством. Остается уповать на оргвыводы, поскольку от экономических кризисов не застрахован никто, причем в следующий раз задачи могут оказаться куда более сложными, и тогда совещание в Минсельхозе может и не помочь.