Президент Франции Николя Саркози разводится со своей женой Сесилией. Эту информацию официально подтвердила в четверг пресс-служба Елисейского дворца. Пока неизвестно, правда, идет ли речь об окончательном разводе или о «раздельном проживании» - во французском праве эти понятия различаются. Зато пресс-служба сообщает, что расставание происходит по обоюдному согласию, и больше комментариев по этому поводу не будет. Позже Мишель Каен, адвокат супругов Саркози, сообщила в телеинтервью: «Они полюбовно договорились о всех последствиях своего расставания. Все прошло очень хорошо, без малейших проблем».
Слухи о неминуемом разводе ходили еще с пятницы – впрочем, СМИ указывают, что супругов Саркози еще с мая редко видели вместе. По-видимому, формальное расставание было отложено, чтобы не помешать предвыборной кампании Саркози – характерно, что его конкурент Сеголен Руаяль также рассталась с мужем, первым секретарем Соцпартии Франсуа Олландом, почти сразу после выборов. Так или иначе, Саркози стал первым правителем Франции, расторгнувшим брак во время своего президентства. В связи с этим юристы даже обсуждали возможность такого хода – дело в том, что по закону президент пользуется абсолютным иммунитетом от любого судебного преследования, и теоретически это могло касаться и бракоразводного процесса. Но в итоге мешать Саркози не стали.
Сенсация, конечно, странная – главы государств не часто дают материал для желтой прессы. Семейные проблемы вредят имиджу – с позиций стандартной избирательской логики, если он или она не может ужиться с партнером, как он(а) справится с государственной должностью? Поэтому личная жизнь правителей и высших чиновников либо жестко подчинена карьере, либо просто представляет собой черную дыру – наглухо изолированную от публики зону (например, как у Путина). У Саркози не получилось ни то, ни другое. Такую ситуацию можно считать проявлением его общей тяги к шоуменству, с которой он все-таки не смог вписаться в рамки приличий – но есть здесь и какой-то элемент здорового свободомыслия. В конце концов, правитель – тоже человек, и имеет право на нормальную личную жизнь, а что касается обязательной связи между профпригодностью и семейственностью, то еще пример Билла Клинтона показал, что это предрассудок. Повод для критики был бы, только если бы развод отвлекал от государственных дел, но Саркози-президент разошелся с Саркози-женой оперативно и без лишнего шума – так что все-таки это их личное дело в самом буквальном смысле.