Турецкий парламент в среду одобрил запрос своего правительства о проведении военной операции в Северном Ираке. «За» высказалось 507 депутатов, «против» - только 19 представителей прокурдской Партии демократического общества. Итоги голосования встретили аплодисментами. Турецкий премьер Эрдоган позже разъяснил на пресс-конференции: «Принятие этого решения не означает немедленного вторжения, однако мы будем действовать в нужный момент. Это касается самообороны». Он также добавил, что целью операции, которую, согласно санкции, можно провести в течение года, являются только террористы.
О возможности трансграничной операции в иракском Курдистане Анкара заговорила некоторое время назад – после того, как ситуация в курдских регионах самой Турции стала ухудшаться. Делу не поспособствовал Конгресс США, который как раз испортил отношения с Турцией, начав продвигать резолюцию об армянском геноциде. Президент Буш уже попросил турецкие власти воздержаться от вторжения в Курдистан, иракское правительство тоже выразило свою озабоченность и недовольство. Цены на нефть поставили новый рекорд, составив $88 за баррель.
ЕС и США предупредили Турцию, что в случае вторжения Курдская автономия перестанет быть «самым стабильным регионом Ирака». Но для турок это слабое утешение, потому что без вторжения курдская зона не перестанет быть самым нестабильным регионом Турции. Если искать виноватых, с тем же успехом можно указать на США, которые вскрыли Ирак как ящик Пандоры – хотя аналитики с самого начала предупреждали, что тогда курдскую проблему тоже придется решать. Впрочем, создали эту проблему не США, и в любом случае, что сделано, то сделано, теперь главный вопрос – что дальше. Пока есть шанс, что все обойдется малой кровью – т.е. просто серией турецких авианалетов на иракский Курдистан. Турки уже проводили такую операцию в середине 90-х, и тогда каких-то больших последствий она не имела. Но вполне возможно, что сейчас полумеры Анкару не устроят, и тогда не обойтись без наземной операции, т.е. вторжения одного государства на территорию соседнего. Последствия в таком случае не обязательно будут катастрофическими – но это вполне возможно: ситуация выйдет непредсказуемая, поскольку почти беспрецедентная для современной политики – если не брать Африку, где свои правила игры.