Нижняя палата японского парламента избрала нового премьера. Им стал Ясуо Фукуда, глава правящей Либерально-демократической партии (ЛДП). Предыдущий премьер, Синдзо Абэ, проработал в должности всего один год, после чего подал в отставку по политическим соображениям, которые привели еще и к проблемам со здоровьем. Верхняя палата парламента, которую сейчас контролирует оппозиционная Демпартия, выдвинула своего кандидата в премьеры, председателя партии Ичиро Озаву. Но если созданная согласительная комиссия не выработает компромисса, решать будет нижняя палата, т.е. Фукуда все равно станет главой правительства.
71-летний Фукуда – не просто профессиональный политик, он политик потомственный. Его отец Такэо Фукуда в 1976-78 годах также был премьером (причем должность занял тоже в 71 год). Фукуда-младший 17 лет проработал в нефтяной отрасли, потом был секретарем своего отца, а с 1990 года пять раз становился депутатом. Его считают политиком умеренного толка – в частности, он не одобряет посещение членами правительства храма Ясукуни. В храме отдают почести японским солдатам, погибшим во Вторую Мировую, и это регулярно вызывает дипломатический скандал с Китаем и другими странами, пострадавшими тогда от Японии. Кроме того, он не поддерживает изменение Конституции, которое бы позволило стране создать полноценные вооруженные силы. Правда, он не собирается отказываться от союзнических обязательств по отношению к США – японские заправщики поддерживают американский флот, участвующий в афганской операции. На прошедших в воскресенье выборах главы ЛДП Фукуда победил «ястреба» Таро Асо, главу МИДа.
При большом желании, тут можно усмотреть даже мировую тенденцию к отходу от демократии. Кланы Бушей и Клинтонов (а пораньше – и Кеннеди) в США, российские «питерские» и «преемник», теперь вот в Японии премьер – премьеров сын: похоже, как будто династический принцип возвращается в мировую политику. Однако он полностью оттуда никогда и не уходил, и в первую очередь как раз в Японии, в которой хоть строй и демократический, но семейные связи играют большую роль. Японские премьеры раньше никогда не были из одной семьи, но среди депутатов, например, обычное дело унаследовать избирательный участок – т.е. поддержку его жителей – от отца. Это не движение «к демократии – от демократии», это просто фундаментальные национальные традиции – и кстати, данную мысль неплохо бы помнить нашим политикам, которые любят иной раз кивать на Японию с ее полуторапартийной системой и вот этими моделями наследования. В конце концов, Фукуда занял свой пост в 71 год, и это не просто результат выслуги лет, но и серьезной карьеры – пусть старт этой карьере и дал Фукуда-папа.