Российские власти формально подтвердили, что пока Москва и Вашингтон не приблизились к компромиссу по ПРО. «Прошло два раунда консультаций по ПРО, но я не могу сказать, что нам удалось сблизить позицию России с позицией США», - заявил в среду замглавы МИД РФ Сергей Кисляк. В Пентагоне также отклонили российское предложение отказаться от строительства системы ПРО в Чехии и Польше, а вместо этого совместно использовать Габалинскую РЛС в Азербайджане «как инструмент по созданию глобальной системы мониторинга угроз».
На этой неделе американские военные специалисты во главе с генерал-лейтенантом Генри Оберингом осмотрели Габалинскую РЛС, которую сейчас арендуют российские военные. Оберинг объявил, что она устарела и для целей США не подходит: по его словам, станция способна осуществлять раннее обнаружение иранских ракет, но не может давать целеуказания ракетам-перехватчикам. Для этого, как считает генерал-лейтенант, подойдет только радар, который планируется поставить в Чехии. В то же время Оберинг заявил, что американцы «серьезно относятся» к предложениям России о сотрудничестве и хотят узнать о них «как можно больше». Более того, он выдвинул идею присоединить станцию в Габале к восточноевропейскому району системы ПРО, создаваемой США. На это Сергей Кисляк уже сообщил, что Россия не собирается расширять американскую систему ПРО, а предлагает «разумную альтернативу» плану.
В общем, американцы на российские предложения не согласны. Оберинг, правда, выразил это с военной неуклюжестью – его двусмысленное объяснение можно понять как «станция нам не подходит, но подходит, если вы отдадите ее нам». На самом деле он имел в виду всего лишь «сотрудничать не будем, от ПРО не откажемся», - так что недовольство нашего МИДа понятно. Правда, и неожиданного тут ничего нет – весь смысл проекта ПРО в том, чтобы создать сугубо американскую систему безопасности, поэтому никаким «глобальным мониторингом» Вашингтон заинтересоваться и не мог. В целом похоже, что мы присутствуем при окончательном оформлении классической международной проблемы из числа тех, что могут тянуться десятилетиями, обсуждаясь на бесчисленных раундах переговоров, но не получая решения. Во всяком случае, пока возможные точки сближения не прослеживаются, а от слов Оберинга насчет «серьезного отношения к предложениям о сотрудничестве» веет только унынием. Хотя, возможно, ситуация все-таки изменится, когда в Белом доме будет новая команда.