Российская ракета «Протон-М» с японским спутником связи взорвалась при взлете с космодрома Байконур. Инцидент произошел в ночь на четверг, чуть больше чем через две минуты после старта, назначенного на 2:43 мск. «Протон» должен был вывести на орбиту японский спутник связи JCSat 11, который должен был стать резервным аппаратом в составе орбитальной группировки компании JSAT. Проработать спутник должен был 15 лет. Впрочем, японцы уже сообщили, что особого ущерба не понесли – спутник был застрахован, и к тому же пока в JSat есть аппараты, способные его заменить.
По предварительным данным, «Протон» упал из-за отказа рулевых машин второй ступени, управлявших вектором тяги. Об этом сообщил председатель национального аэрокосмического агентства Казахстана Талгат Мусабаев. Он также пояснил, что на момент старта в ракете было 649 т токсичного топлива гептила, а на момент инцидента оставалось еще 219 т. Пока от этого никто не пострадал, фрагменты ракеты упали в безлюдной местности. Но Казахстан наложил запрет на запуски «Протонов» до выяснения всех обстоятельств. Аварийная группа уже оценивает причиненный Казахстану ущерб. Правда, в Роскосмосе уже заявили, что об этом «говорить преждевременно, поскольку остатки ракеты упали в штатном районе падения второй ступени».
С Казахстаном теперь в самом деле могут начаться проблемы. Не потому даже, что попавший в почву гептил принесет какой-то особенный ущерб: принесет, конечно, но эти риски, в принципе, просчитаны. Однако еще в июне этого года местные власти уже жаловались, что запуск «Протонов» вредит экологии, и соглашение об их полетах надо бы пересмотреть. Теперь у Астаны есть еще один козырь – вряд ли он будет использоваться, чтобы выдавить Россию с Байконура, но дополнительные деньги, возможно, выложить придется. Впрочем, и это еще полбеды, хуже, что у Роскосмоса продолжаются проблемы. Пусть даже на один сбой приходится несколько удачных полетов – совместная российско-американская компания, работающая с «Протонами», с 95 года провела 41 коммерческий запуск. Репутации это все равно вредит, а главное – говорит о серьезных проблемах внутри индустрии. В Роскосмосе и РКК «Энергия» любят поговорить о Марсе с Луной, но для таких проектов точно надо сперва разобраться с рулевыми машинами и векторами тяги на рутинных и давно, по идее, отработанных запусках.