США, по-видимому, пока не будут исключать КНДР из списка стран, спонсирующих терроризм. О том, что американцы согласны убрать Северную Корею из своего перечня, изначально сообщило корейское госинформагентство со ссылкой на свое министерство иностранных дел. Предположительно для этого Пхеньяну надо полностью свернуть ядерную программу – демонтировать до конца года соответствующее оборудование и раскрыть полную информацию обо всех ядерных объектах. Решение было якобы достигнуто на шестисторонних переговорах с участием США, КНДР, Китая, России, Японии и Южной Кореи – раунд консультаций прошел в Женеве.
Однако американцы эту информацию так пока однозначно и не подтвердили. Заместитель госсекретаря Кристофер Хилл признал только, что на переговорах обсуждались условия для исключения КНДР из пресловутого списка. А анонимный переговорщик из состава делегации США вообще сообщил в интервью CNN, что «до этого еще далеко», и «северным корейцам сначала нужно сделать несколько вещей в ключевых сферах». Стоит отметить, что в перечень входят также такие страны, как Куба, Иран, Судан и Сирия. КНДР попала в него в 1987 году, когда ее агент признался в подрыве южнокорейского самолета.
Попадание в черный список означает вполне конкретные экономические санкции. Это повышает уровень рациональности происходящего – иначе трудно было бы отделаться от ощущения, что ярлык «он спонсирует терроризм» смотрится как какое-то позорное клеймо в средневековом духе. Абсурдности ситуации добавляет и тот факт, что КНДР, конечно, на серьезного спонсора экстремистов не тянет – это деспотический режим, это истерический режим, это опасный режим, но теракты им устраивать просто негде, да и вообще террора на Дальнем Востоке (пока?) нет. Но впрочем, все эти разговоры – просто перевод в популярные сейчас термины («терроризм» и т.п.) настоящего торга: Северная Корея продает американцам безопасность в обмен на экономическую поддержку. Сделка эта не из простых, учитывая, что Ким Чен Иру уже доводилось динамить партнеров по шестисторонним переговорам самым неизящным образом. Но впрочем, это не значит, что дело не может идти к реальным переменам. Вождь северокорейского народа не молодеет, и не зря в последнее время опять поползли слухи, что он уже приглядывает себе преемника – возможно, он не захочет оставить ему страну, перессорившуюся со всем миром.