Процесс над «битцевским маньяком» Александром Пичушкиным будет открытым для прессы, а разбирать дело будут присяжные. Такое решение вынес на предварительном заседании Мосгорсуд. Передать дело присяжным просил сам Пичушкин. Он признает свою вину, но процесс все равно будет идти с соблюдением всех формальностей – по закону в таких ситуациях позволяется пропустить разбор доказательств и опрос свидетелей, и сразу переходить к прениям, но только если предполагаемое наказание не больше 10 лет, а Пичушкин имеет шансы получить пожизенное заключение. Впрочем, его адвокат будет доказывать, что тот невменяем (пока судебно-психиатрическая экспертиза этого не признала). По оценкам прокуратуры, процесс продлится около двух месяцев.
Всего за битцевским маньяком числится 49 убийств и три покушения на убийство. Он совершал их в течение пятнадцати лет, с 1992 по 2006 годы, однако в основном проявлял активность в 2001-2006 годах. Обычно он убивал в Битцевском парке в Москве, и нападал главным образом на мужчин. После поимки он не выразил раскаяния, но сотрудничал со следователями и, по его собственным словам, «следствию указал даже те моменты, которые им не были известны». Сам он утверждает, что убил 61 человека, но в итоге ему смогли инкриминировать только 52 преступления. «Не поймали бы, я бы никогда не остановился, никогда. Спасли жизни многим, поймав меня», - также заявил Пичушкин.
Разбор резонансных дел в закрытом режиме становится в России уже привычной историей. Собственно, даже адвокат Пичушкина был уверен, что с процессом его клиента будет то же самое. Однако ситуация не имеет отношения к политике, национальному вопросу или чьим-то бизнес-интересам, и поэтому власти, похоже, не видят необходимости закрыть ее для публики даже «на всякий случай», как это обычно делается. И это хорошо, поскольку суд присяжных у нас по-прежнему работает через пень-колоду, и чем больше здесь будет практики, тем лучше. Дело, конечно, не представляет интереса в том, что казается доказательства вины – здесь с Пичушкиным все ясно. Зато разбор этой отвратительной истории может стать тяжелым, но полезным моральным испытанием, которое поможет российскому обществу немного четче определиться с тем, как оно относится к понятиям вроде «справедливости», «милосердия» и «правосудия». Поскольку присяжным еще предстоит разобраться – действительно ли Пичушкин нормален, или он все-таки псих и не отвечает за свои действия – и в таком случае наказание бессмысленно и будет скорее расправой.