Казахстан будет транспортировать основную часть своей нефти через территорию России. Об этом заявил казахский президент Нурсултан Назарбаев в ходе официальных переговоров с Владимиром Путиным в Астане. В прошлом году через РФ шло 42 из 52 млн т казахской нефти – 23 млн т через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), остальное через Оренбург. В будущем Назарбаев считает возможным увеличить поставки по КТК до 40 млн т – с тем, чтобы дополнительная нефть пошла через трубопровод Бургас-Александруполис, к которому Казахстан хочет присоединиться.
Турне по Казахстану и Туркмении, в которое сейчас отбыл Путин, вообще посвящено в первую очередь энергетическим вопросам. А точнее, транскаспийским трубопроводам, по которым углеводороды из этих двух стран могли пойти на Запад в обход России. В частности, Польша, Украина, Азербайджан и Грузия предполагали совместно договориться с Астаной о поставках казахской нефти по маршруту Одесса-Гданьск. Однако этот проект уже точно сорвался – четыре страны как раз проводят в Польше энергетический саммит, на который обещал приехать Назарбаев, но в итоге он предпочел встречу с российским президентом, с которым и договорился. Путину предстоит еще общение с президентом Туркмении Бердымухаммедовым, а также трехсторонние переговоры с ним и Назарбаевым. Ожидается, что на них речь пойдет о строительстве прикаспийского трубопровода по территории РФ.
Обычно в энергетической политике Кремль разыгрывает сложные комбинации, но на этот раз такого не требовалось. Задача была предельно проста: Россия и Европа конкурировали за контроль над среднеазиатскими нефтью и газом. Для европейцев это была бы вожделенная диверсификация поставок, сильно ослабляющая влияние поставщиков, для РФ – наоборот, контроль за основной частью энергопоставок, за счет которых живет Европа. Половину игры Москва уже выиграла, осталось договориться с Туркменией – но ее новый лидер, в отличие от покойного Туркменбаши, в нейтралитет играть пока не собирается и уже успел довольно четко показать, что склонен к союзу с Россией. Если путинское турне завершится в том же духе, что и началось, РФ еще больше упрочит свои позиции как энергетической сверхдержавы – хотя переоценивать последствия, особенно для Европы, не стоит. На практике газовые войны Москве не нужны, и реальные поставки наверняка будут идти без перебоев – что, правда, не отменяет силы политического козыря, который приобретает Россия.