Владимир Путин во второй раз в своей карьере отправил в отставку губернатора. Под удар попал руководитель Амурской области Леонид Коротков, отставленный от должности в связи с «утратой доверия» - это официальная формулировка, соответствующая закону о назначении губернаторов 2004 года. И.о. губернатора назначен его зам Александр Нестеренко. Характерно, что в 2005-м Коротков был одним из первых, кто поставил перед президентом вопрос о доверии и тогда был успешно переназначен. До Короткова Путин отправлял в отставку только главу Корякии Владимира Логинова, провалившего «северный завоз» настолько, что топливо в регион пришлось завозить вертолетами, и ненецкого губернатора Алексея Баринова, на которого завели уголовное дело.
Основания для снятия Короткова очевидны (во всяком случае, формальные основания). 2 мая Генпрокуратура завела на него дело сразу по четырем статьям: халатность, превышение должностных полномочий и злоупотребление ими, нецелевое расходование бюджетных средств. По мнению следствия, губернатор увеличил тарифы на тепло и электричество, чтобы финансировать футбольный клуб «Амур», выделял деньги региона различным фирмам и предприятиям и покупал машины и технику по завышенным ценам. Общую сумму ущерба для области оценивают в 123 млн рублей. Теперь, когда Коротков освобожден от должности, его могут посадить в СИЗО.
Объяснение насчет коррупции в России никогда никого не убеждает – точнее, в таких случаях принято искать дополнительные причины, почему из всех предполагаемых коррупционеров выбран именно этот. В случае Короткова СМИ припоминают его конфликт с «Единой Россией», который у губернатора тянется уже пару лет – но такая версия смотрится не Бог весть как убедительно, поскольку если бы Путин снимал всех губернаторов, которые конфликтуют с ЕР, в стране уже царил бы полный бардак. Раз уж Кремль решился использовать такое сильное средство, как губернаторская отставка «по утрате доверия», то наверняка по собственным соображениям – скорее всего, чтобы подать некий сигнал региональным властям по всей стране. Прошедший тур выборов в местные парламенты вернул локальным элитам вкус к политической активности – а отсюда недалеко и до самостоятельности, тем более что многие еще помнят дикую вольницу 90-х. Возможно, что отставка Короткова как раз призвана напомнить: те времена закончились, страной управляет федеральный центр, и даже если он в свое время «облек доверием», это еще не индульгенция, он же может этого доверия и лишить.