Минобрнауки объявило результаты второго конкурса инновационных образовательных программ вузов на 2007-2008 годы. В прошлом году власти выбрали из 200 заявок 17 вузов и разделили между ними 10 млрд рублей. В число победителей тогда вошли МГУ, МГТУ имени Баумана, Высшая школа экономики, Медицинская академия имени Сеченова. В этом - суммы грантов и число грантополучателей больше: вузов теперь 40, а денег на всех им дают 20 млрд рублей. Больше всего получат Новосибирский университет, Томский и Петербургский политехнические университеты, МГИМО и РУДН. Всего в полном списке девять московских и четыре петербургских вуза. Все победители – государственные заведения, единственный негосударственный вуз-финалист, Российский новый университет, не дотянул один балл до проходного.
Нацпроекты – а гранты раздаются в рамках проекта «Образование» - остаются оружием точечного действия. Собственно, никто даже в Минобрнауки особенно не отрицает, что распределение грантов в этом и прошлом году задает круг российской вузовой элиты – точнее, подтверждает ее статус, поскольку особых сомнений в классе МГУ, Бауманки, Мгимо или Новосибирского университета нет. Намерение поддержать их деньгами – вещь хорошая: рост ассигнований на российскую армию, к примеру, отмечают уже даже американцы, и хотелось бы, чтобы наука в такой ситуации тоже не провисала. Более того, что бы ни говорили популисты, правительство пока действует вполне разумно и ответственно – те же деньги можно было бы размазать по возможно большему числу вузов, но толку от этого было бы немного. Однако в этой ситуации важно не увлечься – с тенденцией на поддержку элитарного образования можно уехать далеко, но в полсотню «главных» вузов вся российская молодежь не поместится, да и не должна. Об образовании массовом нельзя забывать, тем более что с ним у нас в последнее время не все гладко – тенденция к росту числа платных мест в вузах никакого секрета не представляет. Хочется надеяться, что власти об этом тоже помнят и готовятся здесь что-то предпринять: экономические ограничители при получении образования – это нормально, но они не должны быть непреодолимыми.