На австрийском курорте Кицбюэль ввели ограничения на прием туристов из России. Огласке это предавать не планировалось, но информация все же просочилась в местную прессу, после чего ее процитировала The Guardian (перевод на ИноПрессе). Владельцы 16 из 20 четырех- и пятизвездочных отелей подписали соглашение, по которому число мест, отводимое для резервирования российским туристам, не должно превышать 10%. В комментарии, который хозяевам отелей все же пришлось дать, разъясняется, что это забота о сохранении «смешения народов», которое всегда было отличительной чертой Кицбюэля и которое стало исчезать, когда до 50% посетителей курорта оказались россиянами. При этом владельцы присовокупили, что россиян в городе все равно ждут.
Объяснений тут есть два. Первое, традиционное, в духе недавнего куршавельского скандала: русские всех достали. Действительно, курорт это элитный, и приезжающие сюда россияне страшно сорят деньгами – Guardian пишет о килограммах икры, которую будто бы заказывала Елена Батурина, – а также гуляют в худших русских традициях, с дебошами и безудержным пьянством. Есть, однако, и более прагматичная версия: возможно, местные жители недовольны тем, что россияне спровоцировали рост цен на недвижимость в городе. За два года стоимость жилья в Кицбюэле выросла вдвое, и, как передает Guardian, даже мэр города Клаус Винклер считает, что «нужно действовать, пока местных жителей не вытеснили окончательно».
Русский размах (в сочетании с бескультурьем) – вещь, конечно, противная, но европейский снобизм все же является симметричным ответом. Это, собственно, даже уже не снобизм, а какие-то рудименты прошедшей эпохи, когда о статусе европейской расы считалось нормальным заботиться даже и не особенно демократическими методами (мягко говоря). Понять австрийцев, конечно, можно – и в том, что касается гуляющих нуворишей, и тем более в том, что касается безумного роста цен на жилье. Но оправдать их все же очень трудно: это уже не борьба с миграцией, это сегрегация по национальному признаку, не имеющая ничего общего с принципами, записанными во всех европейских конституциях – свободой перемещения, свободой торговли и другими гражданскими правами, в забвении которых так часто упрекают сейчас как раз Россию.