В российско-белорусских отношениях чуть не произошел новый скандал, хотя, по-видимому, все сведется к недоразумению. Вчера вечером агентство ИТАР-ТАСС передало, что «Александр Лукашенко неожиданно объявил об аннулировании недавних договоренностей с Россией, связанных с транзитом нефти, и снова предложил пересчитать все платежи». При этом Лукашенко предположительно сказал: «Делегация, которая ведет переговоры, получила от меня прямые указания: те компании, которые будут предлагать подобные контракты по подобным ценам по прокачке нефти в Европу, будут облагаться дополнительной пошлиной. Чтобы мы могли компенсировать свои потери сверх мировых цен». Также он посулил «выкатить пошлины по тракторам, холодильникам, стиральным машинам, телевизорам и прочим товарам».
Однако сегодня утром руководитель пресс-службы Лукашенко Павел Легкий опроверг эту информацию. Легкий назвал подобные сообщения «чистой воды провокацией» и пообещал, что белорусские власти в ближайшее время разберутся в обстоятельствах этого инцидента. «Вне всякого сомнения, целью появления этой дезинформации является попытка дестабилизировать отношения между Белоруссией и Россией», - пожаловался он при этом.
Что это было, в итоге непонятно – то ли журналистский конфуз, то ли политическая провокация. В принципе, Батька не перестает переживать по поводу поведения России, а о пошлинах на тракторы с холодильниками вообще говорил пару дней назад почти теми же словами. Возможно, какое-то из его более свежих выступлений (аналогичного толка) просто было вырвано из контекста, или неправильно понято – в информационную эпоху такие сбои неизбежно имеют масштабные последствия. С другой стороны, чего-то подобного от Лукашенко вполне можно бы ожидать – с потерей российских льгот он не смирился, да и смириться не может, для него речь идет о выживании режима. Запустить в таких условиях второй круг шантажа и препирательств было бы хитрым ходом – Дмитрий Медведев только-только нейтрализовал в Давосе тот вред, который был нанесен деловой репутации России январской нефтяной войной, так что еще раз отключать трубу после этого Москве было бы страшно неудобно. Однако даже если Лукашенко и задумал что-то в таком духе, идея, похоже, получилась слишком радикальной даже для него.