На саммите в Риге НАТО приняло решение предложить сотрудничество Сербии, Боснии и Черногории. Как сообщается в официальном заявлении, «принимая во внимание важность долгосрочной стабильности в Западных Балканах и признавая успехи, которые сделали правительства трех этих стран, мы пригласили их присоединиться к программе "Партнерство ради мира" и предложили стать членами Совета Евроатлантического партнерства». Представитель Карлы дель Понте, главного обвинителя военного трибунала по бывшей Югославии, заявил на это, что «приглашение Сербии и Боснии выглядит наградой этим странам за отсутствие сотрудничества с трибуналом».
НАТО также похвалило Албанию, Хорватию и Македонию за работу, проводимую в рамках партнерских отношений с альянсом. Эти страны могут вступить в блок уже в 2008 году. Вопрос о принятии в НАТО Украины и Грузии на саммите не рассматривался. Зато было решено направить в Афганистан дополнительные силы – один польский и три американских батальона. Сейчас контингент сил альянса в регионе составляет 32 тысячи человек.
Саммит, конечно, не обошелся без антироссийской риторики. Однако в целом складывается впечатление, что альянс постепенно осознает ее бессмысленность: холодная война кончилась, а новая если и начинается, то на другом направлении. Потенциальный противник – давно уже не Россия, а мусульманский мир, именно оттуда исходит главная угроза для стран Запада (пока гипотетическая, но все же). Соответственно, только противостояние с ним могло бы вернуть реальный смысл НАТО, в последнее время чуть было вообще не утратившему свою функцию военного альянса. Если в блоке это осознали, то становится понятно и демонстративное увеличение контингента в Афганистане, и дружба с Сербией и прочими балканскими странами, которые исторически всегда были щитом Европы против атак с Юго-востока (на Востоке была Россия). Албания или Босния сейчас тоже мусульманские, но все же это европейские страны, и НАТО тем более заинтересовано, чтобы они такими оставались. Правда, сдерживание мусульманских радикалов – задача не для слабонервных, так что размякшему в последние годы альянсу может прийтись туго. Но если НАТО не способно за это взяться, его с тем же успехом можно распускать на месте.